Юрий Дячина: «Экспертиза широкого профиля — как найти решение для сложных жизненных ситуаций»

Юрий Дячина: «Экспертиза широкого профиля — как найти решение для сложных жизненных ситуаций»

Можно ли оспорить подписанный в банке договор? Как доказать нанесенное в соцсетях оскорбление? Возможно ли определить реальную стоимость бизнеса? С кем остаться ребенку после развода родителей? «Московский комсомолец» разобрался, как в решении этих вопросов помогает независимая экспертиза.

Еще 15 лет назад независимая экспертиза была для россиян чем-то экзотическим, известным разве что по детективным сериалам. Сегодня этот сервис стал уже неотъемлемой частью жизни. От привычной всем оценки квартир для ипотеки и экспертизы повреждений автомобиля после ДТП – до сложных видов лингвистических, химических и компьютерно-технических экспертиз, которые могут занимать сотни страниц.

О том, в каких случаях может помочь экспертиза и как с ее помощью отстоять свои права, мы поговорили с руководителем независимой экспертной компании «ФАВОРИТ» Юрием Дячина. За 13 лет работы компании ее эксперты провели порядка 42 тысяч экспертиз в самых разных направлениях.

- Юрий Георгиевич, Краснодарский край занимает третье место в стране по количеству зарегистрированных автомобилей. Как это сказывается на экспертном рынке?

- Автотехническая экспертиза всегда занимала одно из ведущих мест в запросах клиентов. Зачастую автовладелец сам не до конца понимает степень повреждений автомобиля после ДТП, а с учетом стресса и нервного напряжения сориентироваться и принять взвешенное решение о том, как отстоять свои права на максимально выгодных условиях, – очень непросто. Обращение за независимой экспертизой перед походом в страховую компанию позволяет понять объективную картину ущерба и в зависимости от этого – получить либо максимально справедливую выплату, либо качественный ремонт поврежденного авто.

У нас в штате автоэкспертизой занимается целый отдел, причем все его сотрудники находятся в государственном реестре, который ведет Минюст. Это такой «знак качества» для специалиста, подтверждение его высокой квалификации. При этом мы понимаем, что часто клиенту важна не только сама экспертиза, но и сопровождение автоюриста при дальнейшем взаимодействии со страховой компанией – такие услуги сейчас набирают популярность.

- Еще одно исторически сильное для нашего региона направление – строительство. В начале 2000-х годов часто дома строились с нарушениями, и потом вводились в эксплуатацию через суд. Сейчас все чаще выносятся решения по сносу. Как часто к вам обращаются за строительной экспертизой?

- Сейчас для строительной экспертизы вопрос сносов стоит особняком. В 2022 году вышло постановление Правительства России с рекомендацией проводить экспертизу для сноса объектов капитального строительства только в государственных экспертных организациях. А у них сроки проведения такой экспертизы составляют минимум 1 год. Есть суды, которые допускают проведение экспертизы в негосударственных судебно-экспертных учреждениях у негосударственных экспертов, ведь это гораздо быстрее, но такую экспертизу потом можно оспорить, ссылаясь на все то же Постановление.

Если мы говорим о строительной экспертизе в рамках сносов, практически ни одно здание в городе не попадает под абсолютно все градостроительные нормы. Всегда есть вопросы либо к отступам, либо к этажности, пожарным нормативам… Зачастую мы пишем в заключении, что нарушения есть, но они не угрожают жизни и здоровью – для суда это самое важное. Если есть угроза жизни и здоровью, то тогда здание попадает под снос.  

- А если речь идет о частном доме – обязан ли собственник земли, планирующий строительство, проводить какую-то экспертизу?

- Обязанности такой нет. Но тут есть нюанс. Если говорить про коттеджную застройку, к примеру, зачастую она опирается на какой-то типовой проект. И вот этот самый типовой проект на разных земельных участках может себя показывать абсолютно по-разному. Случается, что заказчик потом обвиняет строителей в некачественной работе. А строители все сделали по плану, просто не были учтены особенности участка, ведь не было геологической экспертизы. Есть случаи, когда потом такое строительство заканчивается судебным разбирательством, а ведь всего этого можно было бы избежать, просто проведя определенную экспертизу. 

- То есть по любому земельному участку можно провести строительный аудит, чтобы понять, что можно строить, а что нет?

- Совершенно верно. Если человек планирует купить земельный участок – не важно, со строениями или без – он может обратиться за экспертизой, на место выедут наши геодезисты, наши строители, и они будут смотреть, можно ли здесь что-то строить, есть ли какие-то специфические, неподходящие зоны.

У нас в практике был такой пример: человек хотел приобрести участок для строительства складского помещения. Визуально на участке все в порядке. Мы стали поднимать все документы, запрашивать их в архивах, и обнаружили, что, во-первых, посередине участка глубоко проходит газовая труба. А во-вторых, с одной стороны по этому участку проходит старое русло реки. И даже несмотря на то, что она давно пересохла, это водоохранная зона, от нее необходим отступ. И в итоге получилось, что из 20 гектаров земли для строительства пригоден только 1 гектар. После аудита человек отказался от покупки, экспертиза сразу показала ему финансовую нецелесообразность и помогла сэкономить очень серьезную сумму.

- А по нематериальным объектам можно провести аудит? К примеру, понять, сколько в действительности стоит бизнес?

- Да, это направление сейчас набирает популярность. Это длительный и довольно сложный процесс, так как нужно оценивать и материальные ценности, которые на балансе, и нематериальные, и прогнозные данные. Очень много параметров, которые описаны в специальном федеральном стандарте. Даже минимальная оценка «нулевой» по бухгалтерскому балансу фирмы занимает порядка 50 листов.

При этом оценку бизнеса могут проводить не все оценщики – нужен Квалификационный аттестат по этому направлению. Грубо говоря, из 100% оценщиков только 20% имеют такие возможности. У нас такие специалисты есть.

- Яркий тренд последних лет – судебные иски об оскорблениях и клевете. Как можно доказать, что было оскорбление?

- Для этого проводятся лингвистическая экспертиза. К примеру, где-то в соцсетях кто-то кого-то обозвал. Лингвист исследует переписку или видеозапись и дает заключение – было ли это оскорблением, или это просто мнение человека, которое он высказал.

У нас в этой части был интересный кейс – обратился мужчина, который подозревал жену в переписке с другим мужчиной. Формально имя собеседника было женским, но лингвист провел определенное исследование и по некоторым фразам, по контексту выдал заключение, что собеседник – мужчина. Конечно, в таких исследованиях мы избегаем конкретики, не разглашаем никакие персональные данные, все проходит максимально обезличено – для защиты интересов клиентов.

Был у нас опыт, когда клиент благодаря экспертизе добился расторжения договора с банком. Лингвист выдал заключение, что договор, если читать его от начала до конца, вводит человека в заблуждение. То есть, если вырывать абзацы из контекста, то все нормально. Но последовательность тезисов расставлена таким образом, что документ вводит человека в заблуждение. И по закону о защите прав потребителей такой договор можно расторгнуть.

Договоры и расписки – вообще очень интересный предмет экспертизы. Можно определить, к примеру, в каком состоянии находился человек, испытывал ли он давление, может, был в стадии алкогольного или наркотического опьянения…. Это уже комплексные экспертизы, здесь вместе с лингвистом могут работать такие эксперты, как психолог, почерковед.

- Кстати, про привлечение психологов. Есть же отдельный вид экспертизы – психологическая. К примеру, когда разводятся родители и нужно понять, с кем должен остаться ребенок. Раньше суд зачастую вставал на сторону матери, а сейчас?

- Вы говорите про психолого-педагогическую экспертизу, когда в бракоразводных процессах родители «делят» детей и определяют место жительства или порядок общения с ребенком.

Раньше суд действительно преимущественно оставлял ребенка с матерью. Сейчас, если анализировать практику, эта тенденция отходит в сторону, каждый случай рассматривается индивидуально.

Эксперт проводит очные встречи - их не три, не пять, и, бывает, даже не десять. Сначала отдельно с отцом, потом отдельно с матерью. Задает вопросы по определенной методике. Потом уже начинает общаться с ребенком – всегда в присутствии кого-то из родителей. К каждому ребенку нужен особый подход, чтобы он раскрылся, чувствовал себя в порядке, чтобы не нанести какую-то травму… Это действительно один из самых сложных видов экспертизы для всех участников процесса, в том числе – для эксперта. Ведь он берет на себя фундаментальную ответственность определить будущее ребенка, который зачастую находится в тяжелом эмоциональном состоянии.

- В последние годы набирают популярность генетические экспертизы. Проводят ли их у нас в Краснодарском крае и для чего они необходимы? Может ли обратиться за такой экспертизой любой желающий, или они проводятся только в рамках каких-то судебных споров?

- Все зависит от цели, для которой необходима информация. Мы предварительно всегда проводим консультации и выясняем детали. Если человеку необходимо просто подтвердить или опровергнуть родство, проще пойти в лабораторию, сдать анализ и получить результат без подробных описаний.

Если же на основании этого результата планируется дальнейшее судебное разбирательство, необходима экспертиза. Есть определенный порядок, должны пройти специальные осмотры. Человек идет в лабораторию, там присутствует судебный эксперт, который фиксирует все стадии забора проб. И потом экспертная организация дает именно экспертное заключение – у нас есть генетик, который подробно все описывает, и потом при необходимости в суде может выступить, ответить на все возникающие вопросы. По цене экспертиза по понятным причинам буде дороже, чем просто лабораторные исследования.

Если человек принесет результаты обычных лабораторных анализов в судебное заседание, по ним нет возможности определить, правильно ли было сделано исследование, у тех ли участников были отобраны пробы… Суд зачастую определяет данные документы, как недопустимое доказательство и не принимает во внимание.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру