Уличные зазывалы давно превратились в бич курортных городов, и Сочи не исключение

Уличные зазывалы давно превратились в бич курортных городов, и Сочи не исключение

Сочинский морской порт всегда славился своей красотой. А еще тем, что мимо него сложно пройти спокойно: стоит оказаться рядом — и на тебя тут же в буквальном смысле накинется толпа странных людей, наперебой предлагающих услуги по организации морской прогулки.

Для навязчивых уличных зазывал вы не человек, а денежный мешок, из которого надо вытянуть хотя бы несколько купюр, пока вас не обобрали другие. Я пятый год живу в Сочи и каждый раз, оказываясь возле морпорта, чувствую себя как дичь в окружении своры гончих. Не дай бог приостановить шаг — зазывала уже не отцепится и будет всю дорогу плестись рядом, назойливо тараторя в уши. Ведь только он один сможет за сущие копейки указать дорогу прямиком в морской рай, набитый дельфинами и красивыми фоточками.

Интересно, а сколько зарабатывают зазывалы? Стоит ли оно того?

Любопытства ради я решила провести небольшое журналистское расследование: сходить в морпорт и предложить услуги посредника владельцам морских судов.

Совесть отдыхает

Дело было вечером, в воскресенье. Наученная жизненным опытом, я шла к морпорту бодрым шагом и опустив глаза в землю — чтобы невзначай не встретиться взглядом с кем-нибудь из местных. Но даже это не спасло.

— Девушка, не хотите прокатиться на яхте? Всего полторы тысячи рублей. А если прямо сейчас, то тысяча триста!

— А за восемьсот?

— А вас сколько человек? Если не меньше трех, можем обсудить скидку!

Это вам только кажется, что, если местного зазывалу начать троллить, сбивая цену вдвое, он отвяжется. Ничуть не бывало! Тут схема работает по-другому. Если ты хотя бы слово сказал в ответ, они тут же сделают вывод: клиент готов — надо дожать. И уже не отвяжутся.

Интереса ради я начала торговаться. И — о чудо! — выторговала себе поездку за восемьсот. Получается, что твердой таксы у них нет и вести себя можно как на овощном рынке, сбивая ценник до оптимального.

— А если я хочу на теплоходе покататься? Я слышала, в Сочи такие есть.

— Нет, ну что вы! Теплоход давно поломался и стоит на приколе. Поехали с нами на яхте! Это гораздо круче!

Пока общались с зазывалой, дошли до касс. Смотрю, а там крупными буквами реклама: «Прогулки на теплоходе». И цена — семьсот рублей.

Спрашиваю у кассира:

— Билет можно купить?

Говорит:

— Конечно, через полчаса отправление.

Разговорились. С теплоходом, естественно, всё в порядке, живой-здоровый, народ катает. Спрашиваю:

— А почему мне сказали, что поломался?

— Конкуренция. Мы платим зазывалам всего по сто рублей за клиента. Владельцы яхт дороже дают. Естественно, к нам людей водить неинтересно.

Сколько платят своим агентам хозяева яхт, словоохотливая кассирша мне не сказала, зато дала ценный совет: не покупать морские прогулки «с рук». Лучше всего забронировать место через Интернет: это будет дешевле. Например, билет на теплоход вместо семисот рублей будет стоить пятьсот шестьдесят. Ничего так скидочка...

Пока общалась с кассиром, назойливый зазывала, преследовавший меня всю дорогу до кассы, растворился в толпе. Появился повод позадавать более откровенные вопросы. Спрашиваю у кассира:

— Интересно, а зазывалы сколько в сезон зарабатывают?

— У нас, у кассиров, оклад. Про зазывал точно не знаю, но не думаю, что много. Сами видите: их тут полно — конкуренция бешеная.

Немного еще поговорили. Я рассказала кассиру, что видела по местному телеканалу сюжет про зазывал из морпорта. У одного там интервью брали — он прямо в камеру сказал, что за лето зарабатывает миллион-полтора, не меньше.

Кассир даже засмеялась. Говорит, он, мол, на следующий день после того, как его в телевизоре показали, видеоопровержение снял. Его местные за длинный язык чуть не побили. Во-первых, врет. Во-вторых, все боятся налоговой инспекции. Зазывала — это работа, что называется, из-под полы. Никакого оформления, никаких зарплат — только черный нал.

«Бей конкурента!»

Так что имеет зазывала с билета на яхту? Попрощавшись со словоохотливой кассиршей, я переместилась поближе к причалу. Вот честное слово, если бы не работа, не пошла бы сюда. Естественно, ко мне тут же снова прицепились агенты — шагу не дадут спокойно ступить. Прямо в окружении этой верещащей на разные голоса свиты подхожу к ближайшей яхте, спрашиваю: «Кто здесь хозяин?»

И сразу, без всякого предисловия интересуюсь у отозвавшегося:

— Сколько отстегнете, если приведу вам группу из десяти человек на часовую прогулку?

— Плачу по триста рублей за каждого!

Как мне поясняют по ходу дела, на борт яхты помещается десять — одиннадцать пассажиров. Именно поэтому мне за полную загрузку предложили неплохую комиссию. За одного-двух клиентов заплатили бы меньше.

Попрощавшись с судовладельцем, иду дальше, но путь мне снова перегораживают назойливые агенты.

— У вас есть клиенты? Ведите их к нам! — пытаясь схватить меня за рукав, тараторит какая-то дама средних лет, маленькая, худенькая и очень цепкая.

— Зачем? Я сразу к хозяину яхты обращусь.

— Вы решили у нас хлеб отобрать? Думаете, это так просто? В прошлом году приходил один такой умный. Потом его в кустах нашли — с переломом руки и без передних зубов.

— Ну хоть живой? — спрашиваю.

— Живой, только теперь кушает исключительно манную кашу, через трубочку.

— А у меня муж боксер,— говорю. — А брат в полиции работает.

Это я так в детском саду драчунов в группе пугала. Удивительно, но и тут сработало. Отправляюсь гулять по причалу дальше. Уже одна.

Капитан Миша

Еще одного моего нового знакомого зовут Михаил. Он владелец сразу нескольких белоснежных красавиц у морского причала, но на вид вполне компанейский мужик, простой и общительный.

— Сколько дадите за группу туристов из десяти человек? — спрашиваю.

Оказывается, продавать места Миша не любит. Он сдает свои мини-суда в аренду на определенное время, и неважно, сколько человек поедет. Самая маленькая яхта стоит восемь тысяч рублей в час, побольше — шестнадцать. Сначала я думала, что чем больше судно, тем больше народу туда влезет, но нет, как сказал Михаил, пассажирских мест везде одинаково. Остальное — дело вкуса. Ну и кошелька.

— В Сочи приезжает народ в основном небедный,— объясняет судовладелец. — Отдыхать люди с деньгами любят с размахом, поэтому спрос на яхты побольше всегда есть. Ну и маленькими тоже интересуются. Без дела не стоим.

За услуги посредника Михаил готов платить двадцать процентов. Я так подсчитала: если я приведу ему клиентов часа хотя бы на три, мне отстегнут больше десятки. Аж подурнело сначала, но потом я взяла себя в руки и продолжила диалог.

Михаил оказался человеком вполне открытым. Как он рассказал, выручка от морских прогулок вроде бы велика, но и расходы у судовладельцев тоже о-го-го. Например, аренда места возле причала стоит от 150 тысяч рублей в месяц и больше, в зависимости от размера судна.

Заработать на морских прогулках вполне реально, но с каждым годом становится всё сложнее. Прошлым летом, к примеру, в районе сочинского морпорта стояло больше двухсот яхт, а это уже перебор: пассажиров на всех не хватает. Но в этом году здесь появилось еще тридцать новых судов.

— Потому я и готов платить за клиентов,— пояснил Михаил. — В этом деле все способы хороши. А классические методы продаж, кстати, не работают вообще.

Как оказалось, в прошлом судовладелец — работник отдела продаж крупной торговой компании. Даже коммерческим директором был, сам лично учил людей продавать. А потом решил открыть свой бизнес, занялся морскими прогулками, вот тут и выяснилось, что все академические знания можно забыть. Не помогают. Личные связи рулят.

— Пусть человек мне за сезон один раз людей приведет — я ему всё равно заплачу. На следующий год он мне еще кого-то подсуетит. И человеку хорошо, и я заработал.

— А сколько стоит одна такая яхта? — интересуюсь.

Оказывается, двадцать семь миллионов. Я так прикинула, при самом печальном раскладе в Сочи на эти деньги можно купить минимум три однокомнатные квартиры, сдать их в аренду и жить вполне «кучеряво». У меня есть опыт не только журналиста, но и риелтора, поэтому сформировалась привычка всё в недвижимость переводить.

— Нет, недвижимость не мое. Да и в сезон на «недвижке» столько не взять, как здесь.

— Зато аренда жилья работает круглый год,— говорю.

— Как вы не понимаете! Это не то! — даже обиделся Михаил. — Я работаю здесь, это стиль моей жизни!

Тут возражений, конечно же, нет. Если у человека морская душа, это всё объясняет. Я уважаю увлеченных людей.

Штраф за длинный язык

Итак, как я поняла, сколько б ни плакались представители морпорта на жизнь, на кусок хлеба с маслом даже простым зазывалой заработать здесь всё же вполне реально. Четких, конкретных цифр мне, естественно, по понятным причинам никто не назвал. Вряд ли речь идет о десятках миллионов, однако, судя по количеству агентов в районе причала, дела в этой сфере идут.

Я потом еще с людьми немного поговорила. Среди местных зазывал жены владельцев судов, помогающие мужьям вести бизнес. Но есть среди них и люди, так сказать, посторонние.

— Приехала в Сочи, сначала работала риелтором — не получилось,— рассказала мне одна из местных агентов, представившаяся Татьяной. — По совету подруги решила попробовать себя посредником по продаже морских прогулок. Оказалось, это мое. Весь день среди людей, приглашаешь, рассказываешь, всё время на позитиве. Ну да, конкуренция, а где без нее? Сколько зарабатываю? На жизнь хватает, съемное жилье оплачиваю, еще и дочери помогаю.

— С работой в Сочи не так уж и хорошо. Ее вроде бы много, а заработки весьма скромные, и за каждую копейку работодатель выпьет все твои соки,— это мне рассказал уже другой зазывала, Андрей. — Кем я тут только не поработал! Был поваром, озеленителем, пробовал работать на стройке. Потом остался не у дел и решил пойти на сезон зазывалой. И оказалось, что если ты не лентяй, то заработать вполне реально. Плохо, конечно, что без выходных, болеть тоже нельзя. Зато за лето можно подзаработать и зимой передохнуть.

Поговорив с местным народом, я даже как-то прониклась и начала их уважать. Работают люди, выживают как могут. Но что делать нам, отдыхающим и жителям Сочи, для которых простая прогулка в районе морского порта превращается в настоящее испытание?

В прошлом году на Кубани были приняты поправки к Закону Краснодарского края «Об административных правонарушениях». В них говорится о штрафах в пять тысяч рублей для граждан, навязывающих прохожим свои товары и услуги, будь то морские прогулки, поездки в такси, аренда жилья. Сюда же можно отнести уличных попрошаек, гадалок, распространителей воздушных шаров и сувениров.

Кстати, инициировал внесение поправок в закон именно мэр Сочи. В последние годы город стал центром скопления российских туристов. Заграничные курорты оказались закрыты — все ринулись к нам. И естественно, всем хочется видеть Сочи не просто солнечным и красивым, но еще и комфортным, удобным, а навязчивый сервис способен испортить самые лучшие воспоминания.

Однако поправки к закону у нас уже есть, а результат борьбы с зазывалами пока успешным не назовешь. Увы, но морпорт Сочи,— самое яркое тому подтверждение. Впрочем, жизнь не стоит на месте и всё в какой-то момент может вдруг измениться. Я в это верю.

Долой навязчивый сервис! Даешь Сочи без зазывал!

Считайте это криком души.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру