Популярные сервисы бронирования отелей покинули российский рынок

Популярные сервисы бронирования отелей покинули российский рынок

Сервисы бронирования отелей и апартаментов для отдыха Booking и Airbnb прекратили работу на российском рынке. С их страниц были убраны все гостиницы и квартиры нашей страны. По данным Ассоциации туроператоров России, на долю Booking приходилось восемьдесят процентов бронирований, несмотря на то что комиссия сервиса за пользование составляла практически двадцать процентов. Как бронировать отдых на главном российском курорте, отразится ли это на ценах и чего ожидать от предстоящего сезона, наш корреспондент узнала у представителей туриндустрии Сочи.

Отдых без Booking

«Не стоит хранить все яйца в одной корзине» — это золотое правило оказалось как нельзя кстати в случае с уходом зарубежных систем бронирования. Большинство крупных предприятий российской туротрасли давно научились загружать собственные объекты самостоятельно. Так, директор по маркетингу и электронной коммерции самого большого курорта страны — «Розы Хутор» в Сочи — Дмитрий Барашков отмечает, что сегодня основной объем бронирований идет через прямые каналы.

— Мы продолжаем сотрудничество с несколькими отечественными агрегаторами интернет-бронирования, но основной приоритет — развитие собственных каналов, включая сайты курорта и отелей. Сегодня на «Розе Хутор» работают девятнадцать гостиниц. В связи с уходом крупных туроператоров мы не планируем никакого роста цен, наоборот: самые интересные предложения будут появляться на сайте курорта. «Роза Хутор» инвестирует значительные средства в собственную цифровую инфраструктуру, улучшение работы сайта, мобильного приложения, и в настоящий момент очевидна эффективность данной стратегии,— подчеркивает Дмитрий Барашков.

Смягчить эффект от ухода международного оператора помог и новый этап кешбэка — возврата средств за отдых в России. Программа Ростуризма стартовала пятнадцатого марта, в ней участвуют практически две тысячи российских отелей и туроператоров.

— Уход Booking.com в большей степени повлиял на небольшие гостиницы и объекты размещения. Эта платформа позволяла довольно быстро выйти на рынок без особых затрат. Наш отель работает довольно давно, есть постоянные клиенты, практически шестьдесят процентов всех броней проходит через собственный сайт. После старта программы кешбэка, который нельзя было получить через Booking, мы видим активность в бронировании на уровне прошлого года. Этому способствуют и ограничения на отдых в других странах. Всё это говорит о том, что предстоящий летний сезон будет удачным. У нас в отеле действует динамическая система ценообразования, стоимость будет зависеть от спроса,— говорит Анна Балашова, директор апарт-отеля «Брэвис», рассчитанного на 124 номера.

Описать сложившуюся ситуацию помогает еще одна пословица: «Свято место пусто не бывает». Разговоры о том, что стране необходим свой Booking, идут уже давно. Есть у нас и собственные агрегаторы. Среди крупных и жизнеспособных эксперты отмечают Ostrovok.ru, Bronevik, «Яндекс.Путешествия».

— Конечно, уход Booking — это значительная потеря. Это не про систему бронирования, это про умение продавать, про грамотный маркетинг, про огромные вложения в рекламу. Booking делал всё, что удобно клиенту: какие-то специальные программы лояльности, гарантии заселения, опять же клиенту не нужно было оплачивать номер — он мог делать это только по приезду в отель, а всё остальное обеспечивал Booking. В общем, это огромные бюджеты, вложенные в маркетинг. Если говорить о потенциале замены Booking отечественными системами, скорее всего, это будет «Яндекс. Путешествия». У «Яндекса» достаточно ресурсов для раскрутки такого масштабного проекта. Ну а часть клиентов вернутся в агентства, которые имеют договоры с отелями. Конечно, по Сочи мы вряд ли заметим уход Booking, так как на город есть избыточный спрос. Уже сегодня мы наблюдаем активное бронирование на апрель — август. А вот что будет с межсезоньем, которое всегда очень хорошо загружал Booking, будет зависеть от доходов населения,— объясняет заместитель генерального директора туроператора «РосЮгКурорт» Валерий Сычев.

Сдаются комнаты

Вместе с Booking российский туристический рынок покинул и зарубежный агрегатор по бронированию частных квартир Airbnb. Но тем не менее возвращаться на вокзалы с табличками «Сдается комната» собственникам апартаментам и риелторам не придется.

— Конечно, Booking и Airbnb очень удобные сервисы как для пользователя, так и для тех, кто сдает квартиры. Но в России есть собственные агрегаторы. Пожалуй, самый известный — «Суточно.ру». Неплохо со сдачей квартир в аренду справляется «Авито» или «Циан»,— рассказывает Александр Дмитриенко, руководитель компании по аренде недвижимости Alex Rent Group. Сегодня в доверительном управлении у агентства находится семьдесят сочинских квартир.

При этом у ушедших агрегаторов нельзя отнять одно: они были гораздо удобнее существующих российских сервисов.

— Пока в российских сервисах есть определенные недостатки. Например, на том же «Циане» нет возможности онлайн-бронирования — всё приходится делать по звонку, а многие уже отвыкли от необходимости общаться с людьми. Тем не менее такие площадки дают определенную гарантию безопасности при бронировании. Например, на «Авито» при размещении объявления требуется ввести идентификационный номер, который привязан к паспортным данным. Есть и определенные гарантии для арендодателей. Так, при бронировании в агрегаторе «Суточно.ру» необходимо внести двадцать процентов предоплаты,— говорит Александр Дмитриенко.

Всем, кто хочет снять квартиру самостоятельно, Александр советует очень внимательно проверять документы, не стесняться запрашивать у арендодателя копию свидетельства о собственности и даже проверять соответствие по кадастровому номеру.

— Определенная часть тех, кто сдавал квартиры через Airbnb, конечно, начнет пользоваться услугами агентств, сдавая квартиры в доверительное управление. Мы уже заметили это: к нам стали обращаться владельцы такой недвижимости. Также мы убедились, что и снимать квартиры люди будут всегда, особенно в Сочи. Например, на первые месяцы лета у нас уже забронирована половина наших предложений. Несмотря на то что сезон обещает быть хорошим, а спрос высоким, мы не советуем собственникам повышать цены на аренду. Сейчас стоимость аренды однокомнатной квартиры в Сочи составляет порядка полутора тысяч рублей в сутки, в сезон она поднимется до двух с половиной — трех тысяч рублей,— рассказывает Александр Дмитриенко.

Александр уверен, что международные агрегаторы всё же вернутся на российский рынок. Нигде в мире Booking не смог достичь такой популярности, как в России. Но именно сейчас у отечественных площадок есть шанс перестать быть «кондовыми», тем более они получили неожиданный приток клиентов, а значит, и средств на развитие.

Визит в Сочи

Пока международные агрегаторы покидают российский рынок, в Сочи разрабатывают собственную интернет-площадку для планирования путешествий. Проект создания единой туристско-информационной системы курорта Visit-Sochi.com представили прошлым летом. Он реализуется под эгидой администрации города и организован по принципу удобного маркетплейса с возможностью онлайн-бронирования полного спектра туристических услуг. Цель проекта — сделать пребывание в Сочи легким, комфортным и выгодным. Работа направлена на формирование пакетных туров полного спектра с включенными дополнительными сервисами, разработку специальных туров в категориях активного отдыха и восстановительного лечения, а также всех видов краткосрочных целевых программ, рассчитанных на индивидуальный, семейный и групповой отдых.

— В нашей системе предусмотрена возможность бронирования не только средств размещения, но и всех услуг, которые касаются отдыха в Сочи. Так, уже работает опция, позволяющая заказывать экскурсии по курорту. Гостям доступно сорок пять маршрутов. Самое большое преимущество для гостей при бронировании через единую систему — гарантия качества предоставляемых услуг,— рассказала директор Агентства по развитию туризма в городе Сочи Алла Солод.

К предстоящему летнему сезону у пользователей системы появится возможность забронировать номера более чем в двухстах отелях. К системе присоединились и рестораны города. Теперь гости и сочинцы смогут не только легко узнавать о возможных акциях и новинках, но и заказывать столики. После полноценного запуска маркетплейса в системе будет работать своя система лояльности. Например, при бронировании отеля пользователю начисляется определенное количество бонусных баллов. Их потом можно будет потратить на приобретение экскурсий, билетов на мероприятия, трансфера и так далее.

Сегодня Visit-Sochi.com уже доступен для использования через мобильные устройства или компьютеры. Следующим этапом развития проекта станет установка на открытых городских площадках и курортах Красной Поляны сети информационных электронных терминалов с функцией безналичной оплаты туристических сервисов и услуг.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру