Марина Крошкина — единственная в сочинском лыжном патруле

Марина Крошкина — единственная в сочинском лыжном патруле
Марина Крошкина

Педагог, врач и парикмахер. Такие профессии считаются традиционно женскими. Но время идет — и всё меняется. Уже сегодня спокойно можно встретить девушку-таксиста, увидеть, как милые дамы рубятся в хоккей и с легкостью создают компьютерные программы. Накануне прекрасного весеннего праздника — 8 Марта мы познакомились с Мариной Крошкиной. Уже четыре года хрупкая девушка работает спасателем в горах Сочи, на курорте «Роза Хутор». Пока — единственная. О совсем неженской профессии, фристайле, лисах и о том, почему так важно говорить спасибо, спасатель прекрасного пола рассказала нашему корреспонденту.

Все под силу

— Марина, вам такой вопрос уже надоел, наверное? Но ваши «подопечные» что говорят, когда девушку спасателя видят?

— Удивляются, конечно. Особенно если это крупный мужчина, а мы приезжаем к нему с носилками-акья. Спрашивают часто: «А как вообще?» Я стараюсь всё объяснить, успокоить человека. Я и на квадроцикле могу, и на снегоходе,— улыбается Марина.

А началось всё много лет назад в Санкт-Петербурге. Тогда маленькая Марина даже не думала о горах и работе спасателя, училась в художественной школе. Однажды между кувшинами и гипсовыми фигурами спросила у подружки: «Чем еще занимаешься?» Оказалось — фристайлом. Слово было новое и очень красивое. Спустя пару дней Марина уже была на склоне.

— Понятное дело, горнолыжный спорт — дело травматичное. Кто-то получил повреждение — мы сами вытаскивали со склона, помогали, бинтовали. А потом мне показали фильм «Лыжный патруль». В России о таких службах спасения тогда и понятия не было. Я подумала: такая работа мне интересна, могу помогать своим товарищам гораздо лучше. Задумалась о том, чтобы стать врачом. Но учитывая, что показывала серьезные результаты и даже входила в сборную страны, окончила спортивное училище, а затем поступила в университет имени Лесгафта. В тот момент такое образование приравнивалась к младшему медицинскому. Однако законодательство изменилось — и я получила диплом тренера,— объясняет Марина Крошкина.

Позже были многочисленные курсы оказания первой медицинской помощи, работа на Кубке Европы и Первенстве мира по фристайлу в качестве спасателя, участие в экспертной комиссии по организации Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Но свой первый опыт спасателя Марина помнит до сих пор.

— Тогда я уже работала спасателем на горнолыжном комплексе в Питере. Однажды на склоне травмировалась девушка — была открытая черепно-мозговая травма. Мы оказали первую помощь, эвакуировали ее со склона и передали в руки врачам. Перед вызовом я очень волновалась: сумею ли всё сделать правильно? Но во время работы поняла: могу действовать четко, правильно, эмоции мне не мешают,— рассказывает горный спасатель Марина Крошкина.

В службе курорта «Роза Хутор», где сегодня трудится Марина, сорок спасателей. Все — парни. Девушка признаётся: когда только пришла на работу, сразу же расставила все точки над «и» — никаких поблажек не нужно.

— Если честно, в работе спасателем ничего необычного не вижу. Вообще, в МЧС трудятся довольно много девушек. Но чаще всего это кинологи, психологи или медицинские работники. Горных спасательниц в нашей стране пока мало. А вот за рубежом к такому явлению давно привыкли. Как-то на «Розе Хутор» проходил Международный конгресс лыжных патрулей. Приехали спасатели со всего мира. Женщин среди них было достаточно. Родные мои к такой профессии относятся нормально. За годы занятий спортом привыкли к тому, что я связана с экстримом. Волнуются, конечно, но вида не подают,— объясняет Марина.

Любимая работа

— А как коллеги поздравляют с 8 Марта? Подарки дарят или на работе выходной устраивают?

— Все знают, что работу я свою люблю и даже праздники провожу на склоне. Поздравляют часто по рации, все, кто сегодня работает в смене. В этом году на день рождения прямо на вершину горы, в мороз, привезли букет живых цветов. Было очень трогательно. А однажды подарили специальный спасательный ножик, много всяких «железочек», которые в работе с веревками нужны. Замечательный подарок,— улыбается спасательница.

Работают спасатели по сменам. Каждая стартует в шесть утра и заканчивается после шести вечера. Раз в четыре дня обязательно есть ночное дежурство. Несмотря на то что у спасателей есть пункты, обозначенные красным крестиком, спокойно посидеть не удается.

— Наш день начинается с того, что мы проверяем горнолыжные трассы. Расставляем предупреждающие знаки. В течение дежурства несколько раз объезжаем участки, которые находятся в нашей зоне ответственности. Следим за состоянием трасс. Не скажу, сколько километров я проезжаю за день, но мои наручные часы говорят, что норму активности точно выполняю,— объясняет горный спасатель Марина Крошкина.

Участок Марины — Южный склон курорта «Роза Хутор». С одной стороны, место очень красивое, а значит, и популярное, а с другой — часто именно здесь и случаются не самые приятные происшествия.

— Большинство из них происходит из-за человеческой беспечности. У нас на курорте более трех тысяч предупреждающих знаков. Некоторые из них мы специально разрабатывали с самими лыжниками — думали, так понятнее будет. Нарисовали череп на черном фоне. Но к сожалению, чаще всего для нашего человека предупреждающий знак — это призыв к действию. Самое обидное, что не только сами лезут, куда не надо, но и детей тянут, жен,— говорит Марина.

Самые частые неприятности на горе — это травмы. В таком случае спасатели накладывают шину, иммобилизуют пострадавшего и доставляют его к врачу или передают «скорой помощи». Это основная задача спасателя.

— Иногда бывает, что человек просто понимает, что выбрал сложную трассу и не может спуститься. Тогда мы сперва советуем снять оборудование и спускаться пешком. Если не получается, приезжаем и эвакуируем его. Но наиболее сложные ситуации возникают с теми, кто катается вне трасс. Видят внизу канатку и думают, что объедут по лесу, но в итоге, не зная рельефа, в лучшем случае теряются, а в худшем — получают травмы. Спрашиваешь: «Зачем поехали? Стоят же запрещающие знаки!» Ответ: «А мы не подумали, что опасно будет»,— рассказывает Марина.

В беде не оставляют никого

Стоит отметить, что спасателям приходится помогать не только людям. Подопечными горного патруля иногда становятся и братья наши меньшие: дикие лисы, собаки и даже лошади. В беде не оставляют никого, как и не прерывают работу летом. В этот период основное внимание уделяется тренировкам. Горные спасатели должны уметь не только оказывать первую помощь, но и эвакуировать людей с канатной дороги, работать с веревками, осваивать скалолазание и альпинизм. Есть определенные показатели, которые необходимо выполнять по времени и сложности. В распоряжении — различная техника: снегоходы, квадроциклы на колесах или гусеницах. Все приобретенные знания и навыки спасатели ежегодно подтверждают экзаменами на специальной аттестации. За годы подготовки Марина Крошкина даже получила право преподавать коллегам правила оказания первой помощи.

— Одно из требований для работы горным спасателем — уверенно стоять на лыжах. С моим спортивным прошлым в этом вопросе вообще нет никаких проблем. Для спасателя важна не только физическая сила. Спасатель должен быть стрессоустойчивым, уметь переживать сложные ситуации. Бывает разное. Но я каждый раз говорю себе: «Мы всё сделали правильно и четко. Да, все действия спасателей регламентированы. Но самое главное — доброе отношение к людям, ведь эта профессия создана для помощи. А остальному можно и научиться,— признаётся спасатель прекрасного пола Марина Крошкина.

— Тяжелая у вас работа!

— Непростая. Самое приятное, когда человек, которому ты помог, говорит тебе спасибо!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру