Как в Сочи готовили военных летчиков

Как в Сочи готовили военных летчиков

Сегодня в горы Красной Поляны приезжают отдыхать миллионы туристов. Лыжи, сноуборды, белоснежные шапки вершин — зимой, прогулки хоть пешком, хоть на велосипедах и зелень леса — летом. И мало кто знает, что в 60—80 годах ХХ века здесь выполнялись специальные задания Министерства обороны СССР, представлявшие государственную тайну. Согласно инструкции на всех документах, касавшихся таких заданий, всегда ставился гриф «секретно». Поэтому о том, что это были за задания, стало известно только сейчас, после истечения срока давности тех событий. Несколько лет назад военную тайну нашему корреспонденту открыл непосредственный участник событий — бывший начальник военной турбазы в Красной Поляне полковник в отставке Владимир Степанов. О том, как в горах Сочи готовили военных летчиков,— специально ко Дню защитников Отечества.

Туризм боевого назначения

В ноябре 1960 года проходивший службу в Ростовском гарнизоне капитан Советской Армии Владимир Степанов получил новое назначение. Согласно приказу знаменитого военачальника — маршала Андрея Гречко ему предстояло выехать в Сочи, чтобы превратить два заброшенных подсобных хозяйства воинских частей в туристские базы. Одну из них предстояло создать в горах, близ поселка Красная Поляна, другую — на берегу моря, неподалеку от Кудепсты. Кроме того, согласно приказу маршала Андрея Гречко во всех военных округах нашей страны вводились должности инструкторов по туризму. Они должны были отбирать и направлять на турбазы «Красная Поляна» и «Кудепста» молодых офицеров, отправляющихся в очередные отпуска.

— Даже во время отдыха военнослужащие не должны терять боевой формы, так что пусть во время отпусков совершают горные походы,— считал маршал Андрей Гречко.

К тому времени капитан Владимир Степанов был опытным туристом, в его послужном списке числилось немало сложных путешествий по горам Крыма, Кавказа и Памира. Поэтому ему поручили не только создать две военные турбазы в Сочи, но и связать их между собой маркированными тропами, организовать регулярные походы. Забегая вперед, отметим, что со всеми задачами капитан справился отлично. В течение ближайшей зимы под его командованием солдаты строительной роты привели в порядок доставшиеся по наследству деревянные домишки, оборудовали их мебелью, установили рядом палаточные городки, создали пункты питания. В мае 1961 года первая группа прибывших в отпуск офицеров отправилась в поход с турбазы «Красная Поляна» через горный хребет Аибга и ущелье Ахцу к морю, на турбазу «Кудепста». Включенные в эту группу молодые лейтенанты таким необычным отдыхом были очень довольны, вернувшись в свои части, рассказывали об этом сослуживцам, и вскоре в Вооруженных Силах СССР уже не стало отбоя от желающих провести отпуск на туристских объектах близ Сочи. К тому же через пару лет на турбазах «Красная Поляна» и «Кудепста» были построены комфортабельные спальные корпуса, офицеры начали брать в туристские походы жен и детей, в первую очередь своих сыновей подросткового возраста. В лучшие времена по горным маршрутам ежегодно проходили по 10—12 тысяч военнослужащих Советской Армии.

Капитан Владимир Степанов с годами стал полковником, руководил хлопотливым хозяйством в течение всей своей службы, занимаясь военным туризмом до самого выхода в отставку. Поначалу он и не подозревал, что кроме организации обычных туристских походов ему придется заниматься вещами более значительными и важными для обороны страны. Несколько раз за время службы он получал специальные задания командования — и тогда приказы поступали к нему в серых конвертах с пометкой «секретно».

Пилоты должны выживать!

Все шестидесятые годы ХХ века в мировой политике прошли под знаком вьетнамской войны. В этой юго-восточной стране один за другим вспыхивали кровопролитные гражданские конфликты. С одной стороны таких конфликтов стоял Южный Вьетнам, столицей которого был город Сайгон, с другой — Северный Вьетнам, его столица располагалась в Ханое. В 1965 году в эту гражданскую войну вмешались регулярные войска армии США. По приказу американского президента Линдона Джонсона на территорию Южного Вьетнама для поддержки марионеточного правительства было введено более шестисот тысяч американских морских пехотинцев. Затем американские летчики начали совершать боевые вылеты и бомбить города Северного Вьетнама. Самым страшным символом вьетнамской войны стала небольшая деревушка Сонгми, которую рота американских солдат под командованием лейтенанта Уильяма Келли сожгла дотла, расстреляв и растерзав при этом 504 человек, главным образом женщин и детей.

По просьбе Ханоя наша страна стала оказывать вьетнамским патриотам военно-техническую помощь. В армии Северного Вьетнама начали появляться произведенные в СССР современные реактивные самолеты, комплексы зенитных ракет класса «земля — воздух». Советские военные советники помогли вьетнамским летчикам и зенитчикам освоить эти новейшие системы вооружений. После этого наносить бомбовые удары по мирным вьетнамским городам американцам стало труднее: их боевые самолеты и вертолеты сбивали один за другим.

Опыт этой войны самым тщательным образом анализировали специалисты Генерального штаба Вооруженных Сил Советского Союза. Вскоре опытные военные заметили необычную закономерность. Сбитые американские летчики всегда успешно выбирались из объятых огнем машин, удачно прыгали с парашютами и умело приземлялись. К этому их всегда заранее готовили. Но дальше пилоты, если не попадали в плен, почти всегда погибали в горных лесах от холода и истощения. Неделями плутали по неизвестной местности, ориентироваться без карты и компаса не могли, голодали, страдали от жажды, не имея никаких навыков выживания в экстремальных условиях.

На чужих ошибках надо учиться! Советские пилоты, если их все-таки собьют, на земле обязательно должны выживать! Этому их надо заранее научить! И невозможно найти лучшего места для тренировок, чем окрестности в горах Красной Поляны близ Сочи. По всем летным эскадрильям страны полетели соответствующие телеграммы, на специальные сборы в турбазу «Красная Поляна» начали прибывать летчики всех военных округов.

— В программу сборов входило несколько дней теоретической подготовки. Как выяснилось, до поступления в военные училища большинство летчиков проживали не в деревнях, а в больших городах. Никто и понятия не имел, как находить дорогу в лесу, разжигать костры на снегу, мастерить шалаши из веток. Всему приходилось учить с самых азов! После теории полученные знания закрепляли на практике, отправляясь в многодневные горные походы. Для экстремальных путешествий были разработаны специальные маршруты: на озеро Рица, на хребет Ачишхо, на озеро Кардывач. После месяца занятий все летчики становились вполне грамотными лесными жителями, каждый знал, что делать, попадая в незнакомую местность, как добывать пищу, как разводить костры и согреваться. А на смену одной группе пилотов уже приезжала следующая группа — всё приходилось начинать сначала,— рассказывал позже старший инструктор турбазы «Красная Поляна» Алексей Цмокан.

Так продолжалось несколько лет подряд. К возможным невзгодам советские пилоты готовились очень серьезно, для занятий выбирались самые неблагоприятные времена года: поздняя осень, зима и ранняя весна. Кстати говоря, среди слушателей необычных курсов было немало летчиков, чьи имена со временем становились известны всей нашей стране. Например, проходил близ Красной Поляны уроки на выживаемость летчик-испытатель Василий Котлов. Вскоре в небе Вьетнама он впервые в мире собьет в воздушном бою казавшийся непобедимым американский истребитель нового поколения «Фантом» и даже получит после этого звание почетного гражданина Ханоя. Учился здесь разжигать костры на снегу будущий Герой Советского Союза майор Геннадий Елисеев, который в 1973 году впервые в мире пойдет на таран на реактивном самолете и собьет иностранный самолет-разведчик на одном из участков советско-иранской границы. Еще курсантом бывал на сборах в горах Западного Кавказа Герой Советского Союза будущий генерал Александр Руцкой. В 1988 году его собьют в Афганистане, он пять дней будет выбираться к своим, пройдет более сорока километров, почти достигнет цели, но окажется в плену у афганских душманов по чистой случайности. Встретит в лесу пожилую женщину, не найдет в себе сил немедленно ее убить, чтобы никому не выдала, и она сразу же расскажет о нем...

Закончились такие занятия летчиков на выживаемость в горных лесах Красной Поляны уже после развала Советского Союза в девяностых годах ХХ века. Тогда же не стало и советской боевой авиации. Сегодня российская боевая авиация, как известно, успешно восстанавливается. И будем надеяться, что современным военным летчикам не понадобятся необычные горные походы...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру