Максим Никулин: «Не хватает клоунов»

Максим Никулин: «Не хватает клоунов»

В Сочи приехал цирк. Всё лето — каждый день — в парке развлечений «Сочи Парк» будут идти выступления знаменитого Цирка имени Юрия Никулина на Цветном бульваре. Первые шоу собрали аншлаг. В шатре, который был установлен специально для выступлений цирка и рассчитан на полторы тысячи зрителей, невозможно было найти свободное местечко. Воздушные гимнасты, акробаты, фокусники, жонглеры творили здесь «обыкновенные чудеса». О том, почему зрители продолжают ходить в цирк, о людях Х и о том, какой он, настоящий русский цирк, нашему корреспонденту рассказал представитель цирковой династии Никулиных — генеральный директор и художественный руководитель Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин.

— Максим Юрьевич, прежде всего позвольте вас поздравить с премьерными выступлениями в Сочи. Как возникла идея провести лето с выступлениями на курорте и как воспринимает их публика?

— Хочу сказать, что это не первое наше свидание с проектами, которые реализуются на территории парков развлечений. Труппа работала и в знаменитом парке Диснея во Франции, и в Японии. И сейчас мы понимаем: в Сочи лучше. Я в «Сочи Парке» первый раз, но хочу сказать, что здесь многие вещи сделаны более грамотно. У нас такая профессия, когда в любой новой точке интересно. Мы любим открывать для себя новые грани. У нашего цирка есть опыт работы в шапито. Бывает, приезжаешь в город, ставишь мачты, тент, на площадку приходят потенциальные зрители, и у большинства из них желание набить нам морду. Начинаешь разговаривать — они объясняют: «Да мы видели в гробу эти ваши шапито! Бабушка шестидесяти лет на веревке, пьяный клоун, две дохлые собачки — и всё это называется „Московский цирк”, „Советский цирк” и даже „Цирк Никулина”!» С такими подделками, особенно в наше время, когда многое покупается и продается, сложно бороться. Поэтому нам всегда приятно возвращаться туда, где нас ждут. Я лично побывал на нескольких первых выступлениях в «Сочи Парке»: здесь замечательная публика. Часто бывает, что бесплатные спектакли проходят вяло по реакции, а здесь нет, с настроением. Значит, понравилось! Поэтому я точно знаю: в Сочи мы еще не раз вернемся.

— Программа в Сочи просто великолепная, артисты творят что-то невообразимое. А называется она «Обыкновенное чудо». А может быть, все-таки необыкновенное?

— А зачем хвастаться? Всегда найдутся добрые люди, которые скажут: «А что тут необыкновенного?» Это всего лишь название. Оно цирковое, некичливое, непафосное. Что касается программы, то в каждом выездном выступлении мы держим планку Цирка на Цветном бульваре. У нас и артистов других нет, это уровень любого мирового циркового проекта. Ребята работали и в Японии, и в Европе, и в Китае. Казалось бы, в программе задействовано всего тридцать человек, но тут важно не сколько, а как. И как наши артисты умеют.

— Наверное, артисты обладают какой-то магией, чтобы показывать такие трюки?

— Я бы не стал говорить про магию. Здесь нужен талант и огромное трудолюбие. Быть артистом цирка — огромный труд. Мне кажется, что артисты цирка — это своеобразные люди X. У меня есть своя теория, откуда берутся артисты цирка, может быть дурацкая. Все знают, что на генном уровне бывают мутации, но, как правило, получаются уроды, а вот, может быть, в одной тысячной процента появляются артисты цирка. Потому что иначе их поведение я никак объяснить не могу. Что заставляет их каждый день рисковать жизнью по несколько спектаклей в день? Они лезут вверх, падают, разбиваются, их собирают по частям, а они вновь лезут вверх. Одну артистку, она сильно сломалась, спросили: «Зачем тебе это надо?» А она ответила: «Вы не понимаете! Там так прекрасно!»

— Возможно, этим объясняется популярность цирка?

— Когда-то у нас была программа «Планета Цирк», которую ставил французский режиссер. В ней участвовали не только наши артисты, но и представители из других стран: из Великобритании, Бразилии и так далее. Получился такой микс. И на пресс-конференции задали вопрос режиссеру: «В спектакле вы хотели показать, что съехались люди со всей планеты, чтобы показать свое мастерство?» А он ответил: «Совсем нет. Я хотел показать, что есть большая планета — планета людей. И есть маленькая — планета цирка. Вот на большой планете всё время происходит что-то не то — войны, предательства, измены, наркомания, коррупция, а в цирке этого нет». Вы только вдумайтесь: в цирке нет места тем конфликтам, которые чаще всего проявляются в нашей жизни. Нет национальностей, не волнует, какой у тебя цвет кожи — есть только цвет манежа и одна национальность: артист цирка. Не может быть конфликтов на расовой почве, на почве религиозной. Один общий бог — манеж, одна вера — искусство цирка. В цирке всё честно: зал круглый, видно, чего ты стоишь, со всех сторон, достоин ты манежа или нет. В девяностые годы прошлого века, в сложные времена, люди приходили к нам в цирк и признавались, что хотят хотя бы на два часа забыть о проблемах, вернуться в детство. Сегодня в цирк стали ходить больше. Зрители уже устали от фотошопов, фонограмм, от компьютерной графики. А в цирке всё по-настоящему. Под фанеру по канату не пройдешь, сальто-мортале не скрутишь. И всем же хочется быть красивыми, стройными, отважными. Люди, смотря на цирковые номера, представляют себя вместо артистов, лучше, красивее.

— Раз уж зашла речь, как переживаете сегодняшние непростые времена? Коснулись санкции? Может быть, чего-то не хватает?

— Не хватает клоунов. Но их всегда не хватает. Это единственный жанр, которому научиться нельзя. Надо родиться, воспитаться, надо, чтобы звезды сложились, чтобы всё получилось, а так не всегда случается. Если вы говорите об оборудовании, то, наверное, есть какие-то сложности, но здесь всё решаемо. Несколько лет назад сломалось управление лестницей — вылетел малюсенький чип, а он уникален. Мы его искали по всему миру, эту фитюлечку. Просто звонили нашим друзьям в Европу, в Америку — все помогли.

— Но в этом году вы отменили традиционный фестиваль. Вообще, российских артистов цирка продолжают звать на международные события или, как спортсменов, вычеркнули?

— Действительно, нам пришлось отменить цирковой фестиваль. Он международный. Как лететь, если билеты по сто двадцать тысяч стоят? А попробуй собрать труппу из шестидесяти — семидесяти человек! Хотя наши, русские артисты сейчас выступают по всему миру. Уверен, что мода на запреты пройдет и всё вернется на круги своя. Без русских и без китайцев нельзя проводить международные цирковые фестивали. Кого тогда показывать? Сегодня российский цирк стал еще сильнее знаменитого советского. Это наше традиционное искусство. Российские артисты — лидеры в абсолютно разных жанрах. И акробатика, и воздушные полеты — у нас всё интересное. В мире есть всего два национальных цирка — русский и китайский, они оба — порождение тоталитарной социалистической системы, когда в цирк вкладывались большие деньги, им занимались на уровне государства, и это давало результаты. В Китае до сих пор цирк государственный, и училища государственные, и школы цирковые государственные, поэтому они на высоком уровне держатся. Недавно меня пригласили в жюри фестиваля в Софию в Болгарии. И кто-то стал высказывать претензии: «Как посмели пригласить представителя России в жюри?» А председатель, она австралийка, ответила, что на фестивале говорят только про цирк и в другие темы здесь не лезут. Так что нормальных людей никакие санкции не запретят.

— Вы представитель цирковой династии, основу которой заложил любимый всеми клоун Юрий Никулин. Каким, на ваш взгляд, все-таки должен быть цирк?

— Когда двадцать пять лет назад не стало Юрия Никулина, мы собрались и начали обсуждать творческую концепцию. И решили, что для нас самое главное — сохранить дух старого цирка. Мы должны быть знакомы и привычны всем, но в то же время каждый раз быть немного другими. Как отец говорил, «цирк — это такая штука, которая должна удивлять, радовать и немного пугать». Когда все эти элементы смешаны, получается настоящий успех. Пока это удается. Сегодня в цирковом искусстве присутствует много эксперимента. Многие цирковые деятели считают меня ретроградом, что я против новинок. Я не против нового, но ставить эксперимент на двух тысячах зрителях — это безнравственно. В зале сидят дети, которые могут что-то не понять, они будут думать, что мы их просто обманываем. А это никому не нравится. Поэтому мы должны быть привычными и знакомыми, но чуть-чуть двигаться вперед. Спешить, но медленно. Знаете, как англичане говорят: «По-настоящему элегантный человек должен хотя бы на сезон отставать от моды». Мода приходит и уходит, а искусство — оно вечно. И за это надо держаться. Нужно лелеять самое хорошее и доброе, что было, и очень осторожно идти вперед.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру