Каждый май Сочи превращается в маленький Париж. Вот уже пять лет на курорте по традиции проходит собственная неделя моды — Sochi Fashion Week. В этом году участие в ней приняли 25 дизайнеров. Одни длинноногие красавицы ходили по подиуму, другие внимательно следили за ними из зала. Ведь, что ни говори, а представительницы прекрасного пола жаждут быть красивыми всегда. Ну а сейчас, когда всем так не хватает сказки и праздника, Sochi Fashion Week тем более вызвала особый интерес. О том, как создается то самое волшебство и какова изнанка моды, узнавала наш корреспондент. Она побывала за кулисами Sochi Fashion Week.
К показу готовы
Показ дизайнера Ирины Карпенко длился чуть более пятнадцати минут. Готовилась же девушка к нему полгода. А еще в день показа несколько часов лично занималась подготовкой моделей: необычные аксессуары для показа тщательно собирались на backstage задолго до старта.
— Главное, что ты получаешь,— это эмоциональная составляющая, которую невозможно прочувствовать, просматривая видео или картинки онлайн. Это настроение, атмосфера, своеобразный интенсив, где можно поделиться опытом, знаниями, ощущениями и даже сплетнями. И это огромная работа и для меня, и для команды в день показа,— говорит Ирина.
Несмотря на то что вечерний показ намечен на 20:00, подготовка к нему стартует в девять утра: к этому времени в бэк приезжают волонтеры, модели. Режиссер появляется на площадке и, едва допив свой утренний кофе, начинает репетиции. Модели не просто хаотично ходят по подиуму — в каждой фразе режиссера где-то совет, где-то одобрение, а где-то замечание для того, кто «еще не проснулся». В каждом показе есть своя драматургия, идея дизайнера, настроение, соединенное с музыкой. Музыка, кстати, отдельная история: дизайнерам необходимо заключать договоры с Российским авторским обществом для использования известных мелодий или же писать музыку конкретно для своего показа. Затем моделей готовят: причесывают и красят согласно референсам дизайнера — по расписанию, всех сразу. Волонтеры помогают одевать и переодевать моделей. Всё делается быстро, так как за несколько минут до показа уже всё должно быть готово, модели должны быть одеты, обуты и во всей красе готовы вынести абстрактные идеи и конкретные творения дизайнера на подиум.
— Я не первый раз здесь, но всякий раз для меня это новое событие: меняются дизайнеры, коллекции, подача, стиль. Сейчас нам особенно важно понимать, что у нас есть свое, а не сокрушаться от отсутствия Zara,— рассказывает нам гостья показа Ольга. — И никогда не знаешь, что тебя ждет: на одном из показов практически со мной рядом сидел актер Максим Аверин, а на следующий день я встретила на показе известного футболиста. Самое главное, что это живое, настоящее всё. У меня, например, так и не получается удачно сделать покупки онлайн сидя на диване. Может, когда-то мы и будем носить только «цифровую» одежду, но сейчас хочется потрогать, ощутить, примерить. И кстати, гостей строго-настрого не пускают в бэк. Но есть очень крутой ход — когда в заключительный день вся команда выходит на подиум. Тогда ты понимаешь, что бэкстейдж, где все дни с утра кипит работа,— это как платье, об изнанке которого ты не задумываешься, когда оно круто сидит на тебе.
Сколько стоит мода?
Безусловно, участие в неделях моды стоит денег. Это всегда коммерческая тайна, но дизайнеры Sochi Fashion Week по секрету рассказали, что здесь ценник более чем лояльный: в него включено не только видео, фото, модели, визажисты, стилисты и помощь волонтеров, но и проживание в отеле Radisson Blu Resort & Congress Center Sochi, отель — генеральный партнер проекта. Многие дизайнеры, кстати, не теряют времени даром — снимают на шикарной территории и за ее пределами лукбуки и видеопрезентации. Теперь понятно, почему, несмотря на вынужденные отмены сезонов в пандемию и после, в период ограничений, на сочинскую Неделю моды всё равно стремятся попасть и «постоянные» участники, и новые имена.
Расходы на организацию недель моды очень большие. Прежде всего это застройка площадки определенным образом, это хороший звук и свет, ведь брендам-участникам необходимы качественные фотоснимки и видео показа. Это люди — фотографы, видеографы, понимающие свою задачу. Кстати, на Неделю моды в Сочи привозят полностью столичную команду специалистов в мире моды. Многое зависит от режиссера, который должен не просто поставить красивое шоу, но и подсказать новичку или порой поспорить с профессионалом. Организаторы Sochi Fashion Week уделяют большое внимание не только показам: само собой, для дизайнеров организована не только зона бэкстейджа, но и возможность продажи коллекций. А это всё — оборудование, люди, деньги. Всё привозится и строится заранее, за несколько дней до начала. Очень ценный ресурс — время, которое организаторы тратят на переговоры с дизайнерами, на поиск достаточного количества моделей, стилистов, визажистов и партнеров.
Я в модели бы пошел, пусть меня научат
— Я попала на первый сезон Недели моды в Сочи в качестве зрителя несколько лет назад. У меня дух захватывало от увиденного,— рассказывает Ульяна, модель, только что отходившая свой третий за день показ. — Я тогда еще только занималась в модельном агентстве и училась ходить, позировать. Вся эта атмосфера красоты и суеты, шелест одежды — я очень хотела на подиум. И вот через несколько сезонов я прошла отбор и меня взяли. Я в принципе была в эйфории, потому что получила «ту самую картинку»: болтовня с девчонками в бэке уже с готовыми прическами и макияжем, бесконечные щелчки фотоаппарата, каждый раз новые наряды и свой вайб и ритм показа и дня... Но часто за красивой картинкой девочки забывают о том, что быть моделью — это работа, такая же сложная физически. Репетиции показов проходят с утра, затем тебя красят, делают прическу. Ты постоянно или ходишь, или примеряешься, или фотографируешься, или ждешь или бежишь куда-то. Нужно держать в голове схему проходок для каждого показа, ничего не забывать, красиво проходить, показывая наилучшим образом одежду дизайнера, ведь для него это очень важно, и мы не можем его подвести!
На самом деле часто в показах участвуют начинающие модели — для них это отличная «школа выживания» и возможность понять, нужен ли им вообще модельный бизнес. Многие модельные агентства юга приезжают, присылают своих моделей для участия в показах Недели моды в Сочи — это престижно для модельного агентства и модели.
Как создается волшебство
В то время как идет показ — на подиуме около 25 моделей, в бэке находятся еще примерно столько же моделей и стилистов, визажистов. Все они не просто в ожидании, а уже с утра в работе. И естественно, они не роботы, которым не хочется отдыхать или есть.
— Каждый раз подключаются наши партнеры в очень разных направлениях,— рассказывает генеральный продюсер Недели моды в Сочи Папин Апроян. — Например, в этом сезоне компания AR GROUP помогла нам с автобусами для волонтеров и моделей, компания GRACE GROUP все эти дни обеспечивала персонал горячими обедами и перекусами, жажду нашу и наших гостей утоляла гастрономическая вода RusseQuelle, ресторан «Романтики» принял нас для проведения after party, марка Chateau Tamagne, производящая вино в Краснодарском крае, угощала VIP-гостей своими разнообразными игристыми.
По словам Папина Апрояна, самые волшебные волшебники — это люди, отвечающие за красоту. В то время как западные косметические бренды массово уходят из России, найти партнеров, которые предоставят команде стилистов и визажистов материалы для работы,— крайне сложная задача. При этом именно в текущем сезоне организаторы столкнулись с проблемой прямо за несколько недель до показа. Если с компанией Estel, российским производителем средств для волос, был уже подписан договор, то с декоративной косметикой начались сложности. На помощь пришел ведущий белорусский производитель — LuxVisage.
Команда стилистов и визажистов на Неделе моды — это настоящие бойцы невидимого фронта: они с утра на ногах — с утра нужно не только успеть подготовить все свои рабочие инструменты, но и ознакомиться со всеми пожеланиями дизайнера, услышать комментарии ведущего визажиста по каждому образу, а между шоу в расписании у них не предусмотрено никаких «дырок» — всё нужно делать быстро, четко, слаженно, так как от работы одного человека зависят другие. Шустрый волонтер приводит модель на прическу, далее у нее макияж, затем она бежит к дизайнеру одеваться. Круговорот не прекращается до последнего показа — и так все пять дней. Визажисты и стилисты не только из Сочи и Краснодарского края — многие специально приезжают попробовать свои силы в такой интенсивной работе. При этом для визажистов и стилистов по волосам это возможность создания своего собственного портфолио, ведь фото делается не только на подиуме, но и в бэкстейдже.
— Конечно, и они идут сюда за атмосферой, за своеобразным нетворкингом, за практикой,— утверждает главный визажист Рустем Бекиров. — Мы тут же и обучаемся, и тестируем новинки, и придумываем новое, и часто даже подсказываем дизайнеру, как улучшить его идеи с мейком. И с прическами то же самое.
Ну а помогают творить модное волшебство волонтеры. Они не просто хотят «быть в моде» — они действительно ценят чужой творческий труд и всячески готовы помочь. Это люди, которые наматывают за пять дней Sochi Fashion Week километры, выполняя всякого рода поручения и надобности в пределах площадки. Почти все они сочинцы. Это студенты, бывшие студенты — многие из волонтеров все пять лет существования Sochi Fashion Week работают в проекте. Принести, унести, отгладить, отпарить, разложить, собрать моделей, отвести на макияж, найти потеряшку, помочь словом — и это далеко не всё. Мария Шахбазян, сочинская студентка, координатор волонтеров Недели моды, говорит, что для нее это крутой опыт, которого не получишь, сидя на лекциях в институте: это живые ежеминутные проблемы, общение, решение ста вопросов за минуту и при этом радость от проделанной работы после каждого показа. К примеру, в этом сезоне несколько дизайнеров только благодаря Марии все-таки нашли и скачали из «недружественных интернетов» музыку к своим показам.