Знаменитой "Бриллиантовой руке" исполнилось 49 лет

История создания «Бриллиантовой руки» — одна из любимейших у сочинских экскурсоводов и старожилов

 Жители пятиэтажек на Донской наперебой готовы доказывать, что именно в их подъезде  «проживал» Семен Семеныч Горбунков

История создания «Бриллиантовой руки» — одна из любимейших у сочинских экскурсоводов и старожилов
Фото: detscreen.ru

21 мая любимый россиянами фильм отмечает почти полвека со дня начала съемок.

Кому мороженое, а кому — цветы (причем два, если присмотреться!), что значит «…эта странная фраза: собака — друг человека» и где находится остров невезения, 49 лет назад не знал никто. И коллектив съемочной группы, приступавшей к работе над фильмом «Контрабандисты», — тогда, в 1968-м, рабочее название было таким, — мог надеяться и верить, что получится нечто знаменитое. Ведь сам Гайдай снимает! 

Такова се ля ви, как говорят у них...

История создания «Бриллиантовой руки» — одна из любимейших у сочинских экскурсоводов и старожилов. Она давно поросла легендами и даже фейками. Жители пятиэтажек на Донской наперебой готовы доказывать, что именно в их подъезде и даже квартире «проживал» Семен Семеныч Горбунков. И, дескать, обстановка осталась неизменной! А ушлые гиды будут норовить каждый второй уцелевший за полвека ресторанчик объявить «Плакучей ивой». Но историческая правда настаивает: съемки в квартире и кафе были павильонные, мосфильмовские. А вот причал Морского вокзала, рыбалка, набережная реки Сочинки, действительно, натурные. 

Съемочная группа Леонида Гайдая не осталась незамеченной сочинской прессой. В фондах Музея истории города хранится подшивка газеты «Черноморская здравница» за 1968 год. В номере за 14 июня интервью дают режиссер картины, актеры Андрей Миронов, Юрий Никулин и Анатолий Папанов.
— Я в восторге от такой красоты — не город, а Изумрудина, — так пошутил Анатолий Дмитриевич.
«Камень чистой воды» подарил ленте врезающиеся в память нетривиальные для Советского Союза виды, а взамен получил автомойку, теплоход «Михаил Светлов» и… билет в историю. Но прежде, чем страна огромная выучила наизусть строки «Острова невезения», создателям пришлось преодолеть его негативное влияние. 

Известная песенка Андрея Миронова записывалась на теплоходе «Победа». Леонид Гайдай пожелал переименовать судно. Не то что бы фронтовик был против существующего названия. Дань памяти любимому поэту хотел отдать. «Победу» переименовали буквально за ночь, даже спасательные круги не забыли оформить. Спустя год, когда фильм вышел на экраны, капитан местного пароходства осознал, что негоже не иметь такого судна в действительности. И первый же спущенный теплоход получил имя «Михаил Светлов». Он еще долго бороздил волны Черного и не только морей.
Но ничто тогда не предвещало успеха. Против Миронова, восходящей звезды периода брежневского застоя, были все: от сценаристов и партнеров по съемкам до членов «непробиваемого» худсовета. В результате артист выдал несколько дублей бессмертной, как теперь уже можно заявлять, песни с таким куражом, что ему аплодировала вся съемочная группа. Его пластика и импровизации покорили зрителя и заткнули рты недоброжелателям.

Уже позднее его герой и Лелик устроили засаду Семен Семенычу в автомойке. Той самой, в которой «ус отклеился». Так вот, подобное техническое помещение нужной конфигурации в Сочи на тот момент отсутствовало. Оказалось, проще построить новое, чем кочевать всей съемочной группой по городам и весям. Автомойка в центре досталась курорту бонусом.

Дешево, надежно и практично!

Поговорка «голь на выдумку хитра» была руководством к действию во многих ситуациях. Во время знакомства Геши с семьей Горбункова в порту, в сцене, когда сын Семен Семеныча стреляет мороженым, десерт упрямо не хотел клеиться к лицу актера.

Тогда гримеры заменили мороженое творогом. Он прилежно прилип куда надо. Не обошлось и без жутких курьезов.

Вся съемочная бригада жила в адлерской гостинице «Горизонт». (В фильме она фигурирует как «Атлантика» и на данный момент безуспешно стерта с лица сочинской земли.) Разумеется, при себе держали и весь реквизит. Старательный персонал помогал как мог, но однажды усердная уборщица добралась до залежей такого «барахла». Потянув за уголок простыню, накрывавшую какой-то короб, она обнаружила под ней…. труп Юрия Никулина!

Сочи (а через час и вся страна) вздрогнул от ужасного известия. Мобильных тогда не было, их с относительным успехом заменяла проводная связь. Юрию Владимировичу пришлось первым делом звонить маме в Москву и объяснять, что обнаружен был его манекен из папье-маше. Тот самый, который выпадает к концу фильма из багажника «Жигулей».

Пострадал Никулин, и весьма серьезно, в одной из финальных сцен. Кран, который должен был подцепить героя в коляске, врезался ему прямо в голову. Актер получил сотрясение мозга и серьезные ссадины, но во время съемки не подал и виду, доиграл эпизод до конца. 

Риск для жизни был на сочинском курорте постоянным спутником. Как вспоминала Светлана Светличная: «В «Бриллиантовой руке» у меня было всего пять съемочных дней в Сочи и Адлере. Когда они закончились, мы это отметили с шампанским. Хорошо так отметили... А потом вдвоем с Андрюшей (Мироновым) пошли купаться в море. Я заплыла черт знает куда и стала тонуть по-настоящему, до сих пор страшно вспомнить. И Андрюша меня спас — я ему жизнью обязана. Потом мы долго целовались на берегу, только целовались! — а утром я улетела в Москву. Вот такой короткий флирт…»

Еще один случай мог попасть в криминальную сводку слухов, если бы его не развенчала вовремя восстановленная истина. Крики у скалы Киселева в Туапсинском районе (где снималась сцена с мальчиком, идущим «по воде, аки посуху») пробудили бдительность очевидцев.

Газета «Советская Кубань» опубликовала в 1968 году статью С. Милюкова:
«Уютный, спрятавшийся за скалой уголок Черноморского побережья близ Туапсе. Ослепительное июльское солнце. Лазурное море. Нежный, освежающий ветерок. И тишина. Вдруг совсем рядом душераздирающий крик: «SOS! SOS! Спасите! Помоги-и-и-те! Мамочка ро-о-о-одная! SOS!» На крошечном островке мечется мокрый, взлохмаченный человек. Энергично размахивает палкой с тряпкой на конце, истошно вопит.

Курортники, загорающие на пляже километрах в двух отсюда, тревожно поглядывают в море. Спасательный катер стрелой понесся к месту происшествия. Но едва приблизился к острову, над морем загремел усиленный мегафоном сердитый голос: «Назад, товарищи! Вы же въехали в кадр! Здесь киносъемка!» Выругавшись («Только людей пугают»!) и облегченно вздохнув («Слава богу, не утопленник, а киношники…»), спасатели поворачивают обратно. 

Легким движением руки…

Из воспоминаний Юрия Никулина, впервые получившего для съемок отпуск в цирке и возможность взять на море всю семью:

— Максим (сын) с энтузиазмом согласился сниматься, но когда его по двадцать раз заставляли репетировать одно и то же, а потом начались дубли, в которых Андрей Миронов бил его ногой и сбрасывал в воду, он стал роптать. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, Максим уже начинал падать в воду. Получалось неестественно. Чувствовалось, что Максим ждет удара. После того как испортили семь дублей, Гайдай громко сказал: «Все! В следующем дубле Миронов не будет бить Максима, а просто пройдет мимо». А Миронову шепнул: «Бей, как раньше. И посильней». Успокоенный Максим, не ожидая удара, нагнулся с сачком и внезапно получил приличный пинок. Он упал в воду и закричал: «Что же вы, дядя Андрей?» Эпизод был снят…» 

Светлана Светличная  первой разделась на экране.

— Во время съемок я очень боялась снимать бюстгальтер. Юрий Никулин сказал: «Свет, не обращай ни на кого внимания, смотри только на меня. Я — свой!» Он так убедительно это произнес, что все мои страхи улетучились. Мой танец был чистой импровизацией. Сейчас бы я лучше станцевала!
Как вспоминали очевидцы, ночью перед началом съемок Гайдай с Никулиным за бутылочкой вина ломали себе голову над «переводом» на тарабарский диалога с турецкой путаной: «Что ты наделал, глупый вонючка!» — «От глупой вонючки и слышу!» Никулина озарило: вонючка — это скунс, а все вместе — крукл скунс табл шляхт! Гайдай говорит: «Здорово, надо усилить! Крукл скунс табл шляхт мордюк!» «Почему, — спрашивает Никулин, — мордюк?» — «А я вчера с Мордюковой поругался». 

Искренность фильма, наверное, во многом определяется личными фразами, которые артисты вставляли «от себя». По словам Нины Гребешковой, реплику «Шуба подождет!», которую ее героиня говорит в интервью радиорепортеру у морского лайнера, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события. На «Мосфильм» выделили дефицитную автомашину, и Гайдай не раздумывал с приобретением. Расплатиться же решил деньгами, отложенными на шубу для жены.

Сейчас на месте прощания главного экономиста «Гипрорыбы» с семьей, в ста метрах от сочинского причала, установлен памятник любимым актерам и киногероям, а жильцы пятиэтажки на Донской мечтают об установлении мемориальной доски на их доме в память о съемках «Бриллиантовой руки».

Группа работала в городе всего два месяца, уже 22 июля 1968 года все вернулись в Москву. А в апреле 1969-го фильм вышел на экраны и за год побил все существовавшие на то время в СССР рекорды проката. Зритель ломился на смешную и пронзительно ироничную комедию, интерес к которой актуален и сегодня, а афоризмы прочно вошли в наш лексикон и, кажется, уже стали народными.
.
Цитаты из к/ф «Бриллиантовая рука» 
(список неполный, можно продолжить):

  • Дитям — мороженое, бабе — цветы!
  • Достаточно одной таблэтки...
  • Если человек идиот, то это надолго!
  • За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники!
  • — Кто возьмет билетов пачку, тот получит...
  • — Водокачку!
  • А если не будут брать — отключим газ!
  • — А у вас нет такого же, но с перламутровыми пуговицами?
  • ...А у нас управдом — друг человека!
  • Не виноватая я! Он сам пришел!
  • — Будете у нас на Колыме — милости просим...
  • — Нет, уж лучше вы к нам!
  • Куй железо, не отходя от кассы!
  • Легким движением руки брюки превращаются... брюки превращаются... превращаются брюки... в элегантные шорты.
  • — Лелик, но это же неэстетично...
  • — Зато дешево, надежно и практично!
  • — На его месте должен был быть я...
  • — Напьешься — будешь!
  • Начинаю действовать бэз шуму и пыли 
  • по вновь утвержденному плану!
  • Наши люди в булочную на такси не ездят!
  • Буду бить аккуратно, но сильно!
  • Нет! На это я пойтить не могу!
  • Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся — гипс!
  • Руссо туристо — облико морале! Ферштейн?!
  • Спокойно, Козлодоев, сядем усе!
  • Ты зачем усы сбрил, дурик?
  • Усегда готов!
  • Федя, дичь!
  • Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 17 мая 2017

Заголовок в газете: Шедевр — это надолго!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру