Это отчетливо ощущается в слабом информировании о ее возможностях в бальнеологическом направлении российского лечебного туризма, а также в работе самого предприятия. Об этом рассказывает председатель правления холдинга «Бальнеологический курорт «Мацеста» Игорь Яковлев.
- Игорь Владимирович, все-таки экспертные прогнозы позитивны. Ожидаем 30%-го увеличения турпотока в этом курортном сезоне. Разве это не означает положительного сдвига и для Мацесты?
- Да, согласен, на олимпийской волне проявится некая любознательность. Однако приедет к нам публика туристическая, а не курортная, цель которой – лечение. Они посмотрят на объекты и уедут.
- А может, по пути услышат про Мацесту и захотят полечиться. Вы как позиционируетесь в целях привлечения туристов?
- У нас в городе 28 рекламных щитов. К сожалению, развернуть широкую рекламную компанию, ориентированную на российского туриста, нам не под силу самостоятельно – масштаб не тот, мы собственность Федерации независимых профсоюзов России. Раньше этим занимался фонд социального страхования. Он обеспечивал профилактику, диспансеризацию, организовывал массовые направления людей на курорт. Одним словом, путевки распределялись, исходя из лечебной специализации. Вся страна знала, что заболевания опорно-двигательного аппарата надо лечить в Сочи. Благодаря этому загрузка нашего предприятия обеспечивалась на 100%. Назначаемость достигала 95%. То есть на курорте профильные пациенты не отдыхали, а лечились. К сожалению, теперь эта система практически ушла в небытие. Из-за этого развалилась и система курортных поликлиник. Раньше их было в городе шесть или семь. Теперь названия кое-где остались, да суть ушла.
- Какая у вас сейчас загрузка?
- Порядка 600-700 человек в день. Процедуры положено принимать через день, и значит, это где-то 1,5 тысяч человек к нам приезжают. Мало. А сейчас мы вообще стоим из-за закрытия котельной. Вы знаете, что на курорте отключено огромное количество мощностей теплоэнергетики? Котельные опломбированы «Газпром МежрегионгазКраснодар» по причине неуплаты за газ региону. В частности, это котельная №17, которая отапливает нас. Не способствует привлечению туристов и двухнедельная профилактика по окончании отопительного сезона. Работа нашего предприятия при этих условиях невозможна, вот мы стоим сейчас, терпим убытки. Ну и вообще курорт без горячей воды – это же нонсенс! Это очень серьезные вещи!
А будем ли мы иметь рост турпотока, который компенсирует это и не только, и будет ли этот турпоток платежеспособным, чтобы окупить все затраты, которые проведены в здравницах, это еще большие вопросы.
- Мы говорим о предолимпийской реконструкции санаториев, пансионатов?
- Под задачу заставили предприятия санаторно-курортной отрасли провести реконструкцию. Забыв о том, что она производится под конкретного потребителя, под бизнес. Наш бизнес – это хозяйственная деятельность социального направления. В итоге набрали кредитов, надо платить проценты – никто не снижает ставки, сроки уплаты короткие. А тут еще в прошлом году на местном уровне был увеличен размер ставки налога на землю под санаторно-курортными предприятиями. Традиционно повышаются тарифы на коммунальные услуги. В итоге увеличились издержки санаторно-курортной отрасли, тем самым подорожала себестоимость продукта. Как на это отреагируют туристы – трудно сказать. Но есть ощущение, что все будет не очень хорошо. Мы переживаем время, когда серьезно говорить об улучшениях рано.
- В общем, санаторно-курортная отрасль в Сочи в упадке, несмотря на то, что мы называем себя теперь, после Олимпиады, курортом мирового уровня?
- Развитие курортной отрасли – это когда увеличивается количество предприятий, клиентов, объем услуг, и они становятся репутационными. То есть количественные и качественные показатели плюсовые при определенной динамике. А если у нас только отрицательные показатели? Санаториев исчезло треть от общего количества. А сколько было построено за последние 15-20 лет? По пальцам сосчитать можно. Ну, а о том, что мы курорт мирового уровня, должны заявить независимые люди, а не мы сами себе.
Возьмем бальнеологию, то есть лечение природными ресурсами территории. Меры по ее развитию, в том числе, подразумевают существование системы питьевых бюветов, транспортной доступности тех же сульфидных йодобромных ванн, лечебные пляжи и т.д. А у нас не пляжи, а объекты розничной торговли, у нас там уже шубами торгуют, и это важно для кого-то. А это объект рекреации, здесь нужен особый режим. Сюда человек приехал пару раз, понял, что у него иммунитет не повысился, а понизился, и начинает искать, где действительно будут заниматься его лечением, ухаживать, создавать ему хорошую рекреационную среду, где есть пляжные комплексы, аэросолярий и прочее. А у нас что делается? Огромное количество рекреационных земель в Адлере изъято. Там огромные кварталы, которые были предназначены под застройку следующих очередей Курортного городка, отданы под частный сектор.
В Сочи бальнеологический фактор привлечения туристов мало задействован. Используется то, что дано природой. А это субтропический климат и море с горами. Сероводородные источники тоже подарок природы, но их использование требует серьезных вложений и длинных сроков окупаемости.
- Именно поэтому инвесторы не проявляют к Мацесте интереса?
- Если бы хотели, вложились бы. Но эта сфера по определению не является высокодоходной, ее сложно капитализировать. Надо делать минералопроводы, бальнеологические лечебницы, создавать парки вокруг них, рекреационные зоны, где человек после приема этих вод мог бы отдыхать. Надо организовывать легкий и беспрепятственный подъезд к ним. Надо создавать целую систему отрасли: систему назначения, профилактики, диспансеризации, готовить врачей и медицинские кадры. А тут даже в санатории вкладываться никто не хочет. Это гораздо более простые объекты, чем бальнеолечебница. Ведь проще построить высотки, продать их и получить прибыль.
- Соответственно, исходя из вышесказанного, говорить о привлечении иностранных пациентов на Мацесту преждевременно?
- Чтобы принимать зарубежных туристов, необходима сертификация услуг по международным стандартам. Ведь зарубежная платная медицина основана на страховом случае. А наше министерство здравоохранения ничего в этом направлении не сделало. Поэтому у нас на курорте нет иностранных пациентов.
- А как же программа развития Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта? А другие федеральные, краевые, городские программы – не предусматривают оказание поддержки в развитии бальнеологической отрасли?
- Ни в какие программы нас не берут. Все что делаем – полностью самостоятельно.
- Следует ли ожидать подорожания мацестинского продукта – знаменитых сероводородных и йодобромных ванн?
- Сейчас их цена – 350 рублей за одну. Пока стоимость не повышали, но думаем над этим.