Денис Мацуев: «Играю то, к чему лежит душа»

Фестиваль «Crescendo» распахнул свои двери для любителей классической музыки

Второй раз Сочи принял музыкальный фестиваль «Crescendo». «Добро пожаловать!» он сказал как заслуженным мэтрам, так и молодым талантливым исполнителям.

Фестиваль «Crescendo» распахнул свои двери для любителей классической музыки

Фестиваль проходил в Зимнем театре с 19 по 21 июля. На пресс-конференции, посвященной открытию, Денис Мацуев, его арт-директор, рассказал о мероприятии.

В программе предъюбилейного музыкального творческого форума были заявлены «Славянский марш» Чайковского, концерт № 2 Рахманинова для фортепиано с оркестром, «Rhapsody in bluе» Гершвина, произведения Мендельсона, Гайдна, Моцарта, Шопена и другие произведения.

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан сопровождал выступления музыкантов Бориса Бровцына (скрипка), Графа Муржа (скрипка), Максима Рысанова (альт), Екатерины Мечетиной (фортепиано), Анастасии Кобекиной (виолончель) и др. Арт-директор фестиваля Денис Мацуев принял участие во всех концертах «Crescendo». Задача фестиваля — представление начинающих музыкантов, являющихся лауреатами и победителями престижных мировых музыкальных конкурсов, а также демонстрация преемственности поколений и силы русской классической исполнительской школы.

По словам Дениса Мацуева, «фестиваль этого года можно считать началом юбилейного тура «Crescendo» по России и всему миру».

А Ирина Романец, замглавы города, добавила, что, несмотря на то что в прошлом году «Crescendo» в Сочи писался с чистого листа и в короткие сроки, он так же, как и в нынешнем, собрал аншлаги. «А теперь будем надеяться, что фестиваль получит у нас постоянную прописку», отметила представительница муниципалитета.

По словам Святослава Бэлзы, ведущего фестиваля, «Денис Мацуев не только был одним из шести знаменосцев Универсиады, но и является знаменосцем русской фортепианной школы». С уверенностью можно утверждать, что его насыщенная исполнительская и организаторская деятельность, а также мировоззрение — лучшее тому подтверждение.

«Когда спрашивают, что у меня новенького, отвечаю, что выхожу на сцену и играю концерт Чайковского, написанный 150 лет назад, — рассказал маэстро. — Мы счастливые люди, потому что у нас есть такой музыкальный материал, который мы можем играть всю жизнь, и после нас тоже будут играть еще сто лет. Никогда не делаю акцента на именах исполнителей либо музыке. Каждый участник для меня — огромное событие, а произведение он должен играть именно то, которое у него наболело в хорошем смысле слова».

«Я ручаюсь за каждого участника фестиваля «Крещендо», выходящего на сцену», — добавил он. Что касается шоу «Классика и джаз», то, по словам Мацуева, оно составлено по заявкам, которые поклонники музыки делали на его официальном сайте. Маэстро поддерживает фестивали в формате open air, которые, в отличие от других стран, в России только начали развиваться. Но не менее важным по значению он считает создание современных концертных залов. В эксклюзивном интервью, которое Денис Мацуев, пианист с мировой известностью, музыкальный деятель, арт-директор фестиваля «Крещендо», дал «МК» в Сочи», он подробнее рассказал об этой и других сторонах своей деятельности.

— Денис, география «Крещендо» обширна. Это Москва, Санкт-Петербург, Свердловск, Калининград, Псков… Нас радует, что второй год подряд он проводится в Сочи. Почему?

— Это обусловлено успехом прошлогоднего фестиваля здесь. А еще тем, что все-таки Сочи — город для меня не чужой, я в нем довольно часто бываю, люблю его. Объясняю также тем, что июль, когда проходит фестиваль, — разгар курортного сезона, да и цены на билеты доступные.

— Вы проводите множество фестивалей: «Звезды на Байкале», фестиваль своего имени, «Crescendo», в апреле в Москве был мини-фестиваль Дениса Мацуева, посвященный 140-летию Сергея Рахманинова; в мае в Астане — Международный фестиваль классической музыки Astana Piano Passion. При этом ваш гастрольный график очень плотный. Как вы совмещаете исполнительскую карьеру и организаторскую деятельность?

— В первую очередь я обращаю внимание на качество моей игры. Потому что, если фестивальное сумасшествие будет отрицательно сказываться на нем, я отойду от этого. Но пока организаторская деятельность служит органичным дополнением и стимулирует к подбору нового репертуара. Добавлю, что количество фестивалей, в которых я так или иначе могу быть задействован, растет, предложений очень много.

— «Крещендо» — музыкальный термин, означающий увеличение силы звука. Если проводить параллель с фестивалем, то в чем, по-вашему, идет усиление, рост качества?

— Это увеличение числа членов нашей команды: в следующем году фестивалю исполняется 10 лет, и за это время в нем приняли участие больше 150 человек. Это уникальные музыканты, лауреаты российских и зарубежных престижных музыкальных конкурсов. Многие не были в России, и теперь именно с ней связана их популярность как исполнителей, музыкальных деятелей, преподавателей. Вообще «Crescendo» сейчас — это единая семья, сила и мощь нашей русской исполнительской школы.

— Насколько программа фестиваля «Crescendo»-2013 и предыдущих определяет личные пристрастия Дениса Мацуева?

— Всегда выхожу играть то, к чему у меня лежит душа. Когда ребята приезжают на фестиваль, обязательно спрашиваю, к каким произведениям лежит душа у них? Всегда учитываю их мнение при составлении программы.

— Вы много внимания уделяете популяризации классической музыки, созданию концертных залов. Каковы результаты вашей работы в этом направлении?

— За последние годы появилось несколько концертных залов для классической музыки. Начало этому положил Валерий Гергиев, мой старший друг. В 2007 году появился уникальный зал с потрясающей акустикой «Мариинка-3», потом были залы в Омске, Белгороде, реконструкция имеющегося зала в Красноярске; затем Новосибирск, сейчас же я занимаюсь залом в Иркутске. Губернатор Перми в ходе нашей встречи показал заинтересованность в строительстве нового концертного зала. Ваш Сочи в последнее время также становится культурным центром, поэтому концертный зал здесь необходим.

— Как, по-вашему, изменилась ситуация с посещаемостью концертов симфонических оркестров?

— Залы переполнены, Россия сейчас находится в филармоническом буме. Могу утверждать, что интерес к классической музыке в стране значительно вырос. Причем на этой волне в зале появляется много новых людей — это и молодежь, и люди, которые никогда не были на концертах классической музыки.

— Часто оппозиционеры обвиняют людей искусства в том, что они устранились от процессов, которые очень важны для огромного количества людей. Что вы на это скажете?

— Моя позиция — никого не судить и просто делать хорошие дела. Я подтверждаю ее фестивалями, помощью молодым музыкантам, стараюсь повернуть власть к культуре, изменить отношение к ней чиновников на местах как к чему-то развлекательному. Делаю все от меня зависящее, чтобы переломить эту тенденцию. Потому что классическая музыка, культура — это наше достояние, то, чем мы можем гордиться.

— Вы выступаете в самых престижных концертных залах мира, сотрудничаете с российскими и зарубежными музыкальными мэтрами и симфоническими оркестрами. У вас не было желания стать гражданином другой страны?

— Нет, хоть и имеется огромное количество возможностей. Ощущаю себя гражданином России. Я и так из-за разъездов очень мало времени провожу дома.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру