Олимпийские обломы

В последнее время много говорят, в том числе с высоких трибун, о том, что преступность в Сочи увеличивается из-за мигрантов

 Так, по Краснодарскому краю за 2013 год выявили 30 тыс. фактов нарушений миграционного законодательства, в результате чего наложено свыше 90 млн. рублей штрафов, 352 иностранных гражданина выдворены с территории РФ, а в отношении 1300 направлены представления о закрытии въезда в Россию. Вынесено 787 решений о сокращении срока временного пребывания нарушителей в России.

В последнее время много говорят, в том числе с высоких трибун, о том, что преступность в Сочи увеличивается из-за мигрантов

Что касается Сочи, то здесь сейчас работают более 60 тыс. приезжих из других регионов нашей страны, а также свыше 70 тыс. иностранцев из 25 стран. основном это жители Армении, Турции, Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы. По данным МВД, только за три месяца 2013 года на курорте зафиксировано более 700 правонарушений, совершенных иностранцами, что составляет почти половину от всех зарегистрированных в Сочи. В основном — это отсутствие регистрации и работа без разрешительных документов.

Семен Симонов, координатор приемной сети одного из сочинских правозащитных центров, уверен, что в подавляющем большинстве случаев это происходит не по вине мигрантов, а по вине работодателей.

Он предлагает взглянуть на оборотную сторону медали — какие преступления совершаются против самих гастарбайтеров.

— За год к нам поступило более тысячи обращений трудовых мигрантов, в основном с олимпийских объектов, по поводу невыплаты заработной платы, удержания документов, удостоверяющих личность, отсутствия действий со стороны работодателя по оформлению разрешения на работу, выдворения. В большинстве случаев люди не виноваты. Вот, например, в июне в ходе рейда полиции на строительство домов для волонтеров и сил безопасности Олимпийских игр в селе Веселое были задержаны 80 иностранных граждан без разрешений на работу. Работодатель — представитель турецкой компании взял у них документы для оформления, а пока они готовятся, сказал им, что можно работать. За 10 дней Адлерский районный суд принял 80 решений о выдворении. Никто ни в полиции, ни в миграционной службе, ни в суде не

учел, что рабочие жили на первом этаже недостроенного здания без каких-либо

коммуникаций, отделки, окон. Кто-то из них имел патент и платил ежемесячный налог, думая, что работает не на компанию, а на физическое лицо — гражданина Турции по имени Руфат. Учитывая ресурсы правозащитников, удалось обжаловать в Краснодарский краевой суд только два решения.

— Насколько сложно помочь людям, попавшим в аналогичные и другие подобные истории?

— Обычно в половине случаев, а если говорить о зарплате, то деньги обиженные мигранты получают в 15-20% случаев. Если говорить об опыте нашего правозащитного центра, то как правило, мы начинаем с переговоров с работодателями. Среди них согласные на взаимодействие и добровольное устранение нарушений — скорее исключение из правил. Чаще различными

способами процесс затягивают. Практика показывает, что на всех олимпийских

объектах существуют нарушения миграционного и трудового законодательства. Трудовые договоры отсутствуют в 95% случаев. А те, что есть, составлены с многочисленными нарушениями. Если договора нет, то та же государственная инспекция Роструда ничем не может помочь.

— А другие государственные структуры заинтересованы в оказании помощи трудовым мигрантам?

— Как правило, нет. Это скорее исключение. Инспекция Роструда смогла помочь в выплате зарплаты за несколько месяцев работнику ООО «Южно-русская компания инвестиционного строительства», занимавшемуся реконструкцией по олимпийской программе гостиницы «Москва». А вот в отношении ООО «Рай», занимающегося строительством комплекса зданий и сооружений для размещения олимпийской семьи и Международного Паралимпийского комитета с уровнем сервисного обслуживания 4 звезды (на 1285 апартаментов), подрядчика австрийской компании Strabag, дело так и закончилось ничем. В течение двух месяцев работодатели удерживали документы работников якобы для того, чтобы оформить разрешения на работу. На объект их привозили на автобусе из охраняемого общежития, люди не могли даже выйти купить продукты. В итоге паспорта отдали, а разрешения на работу так и не оформили. Потом на этом предприятии перестали выплачивать зарплату, выдавая работникам только некоторую часть. Задержки продолжались, и представители ООО «Рай» оправдывались тем, что подрядчик деньги не перечисляет, что работа выполнена некачественно и т.д. Позже результаты проверок Следственного комитета и прокуратуры Адлерского района были направлены в Москву, по месту регистрации предприятия, но большинство из 70 обманутых работников уехали, так и не дождавшись денег.

Эти и многие другие факты наиболее полно отражены в нашумевшем докладе журналистов Human Rights Watch «Олимпийские антирекорды. Эксплуатация трудовых мигрантов в ходе подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г. в Сочи».

Способов, к которым прибегают работодатели, чтобы не платить зарплату, множество. Например, в случае с ООО «Адлерремстрой», занимавшимся строительством олимпийских объектов на Красной Поляне, — это исчезновение. Телефоны были недоступны, по адресу регистрации на ул. Кирова в Адлере их нет, долг 10 рабочим из Узбекистана в 195 тысяч так и повис в воздухе. И только спустя 6 месяцев через обращение в прокуратуру Адлерского района удалось найти представителей компании и подписать соглашение о выплате рабочим зарплаты. С ООО «Парк» сложнее, так как сперва генеральный директор Александр Габараев уклонялся от переговоров, но когда удалось с ним связаться, то он сообщил, что в списках сотрудников компании указанные рабочие не значатся. А это более 170 человек, которые

работали на строительстве очистных сооружений для олимпийских объектов, гостиниц для журналистов, инфраструктуры «Формулы-1», а также делали новый рынок рядом с торговым центром «Александрия». Так как документы рабочих не были оформлены должным образом, многие из них были вынуждены уехать без заработанных денег. Доказать факт трудовых отношений в государственных органах или в суде теперь будет гораздо сложнее. На некоторых объектах работодатели изымают из зарплаты по 11-18 тысяч

рублей за оформление разрешения на работу, 5 тысяч рублей — за изготовление пластикового пропуска на строительный объект. То есть работник сразу становится должником, еще не успев поработать на объекте. Создается впечатление, что никто из государственных органов за этим не следит.

Очень часто юридические адреса и телефоны олимпийских подрядчиков не соответствуют действительности, что создает дополнительные проблемы. Правозащитники неоднократно обращались в «Олимпстрой», «Strabag Россия», «Сочитоннельдорстрой» и другие компании с просьбой содействовать в поиске их подрядчиков и проведении переговоров. В «Олимпстрое» рекомендовали обращаться к подрядчикам, а подрядчики просто игнорируют все запросы в их адрес, закрывая глаза на происходящее и не желая как-то помочь. В этом безразличии — вся олимпийская стройка.

Например, сейчас не можем найти генерального директора ООО «Астра», рабочие которого более года назад строили объекты в рамках «Медиа-центра», но зарплату до сих пор не получили. Запрос направлен заказчику в ООО «Сочитоннельдорстрой», а ответа нет.

— Обращались ли в вашу правозащитную приемную родственники Мартироса Демерчяна, который заявил, что 12 июня его избили в полицейском участке поселка Блиново? В вашей практике есть подобные случаи?

— Родственники Демерчяна сразу связались с адвокатом, минуя нас. Там много сомнительных моментов, так что его адвокату еще предстоит доказать факт применения пыток в отделении полиции. Вообще слухов о подобных инцидентах ходит много. А к нам в ноябре прошлого года было только одно обращение пятерых граждан Узбекистана, которые строили медиадеревню на Горной Карусели в поселке Эсто-Садок. По словам одного из них, следы на руке — от электрошокера, которым полицейские пытались принудить его подписать признательные показания об участии в драке. По составленному нами заявлению Следственный комитет проводил проверку, также была внутренняя проверка ГУВД края по заявлению членов Общественной наблюдательной комиссии. Результаты мне пока не известны. Недавно мы защитили в суде интересы рабочего из Узбекистана Хусейна Нурбердиева, которого на улице остановил полицейскийи потребовал документы, а Хусейн обратился к нему с просьбой показать удостоверение. За это он был доставлен в отделение полиции Адлерского района, где обвинен в мелком хулиганстве. В суде мы доказали, что мелкого хулиганства не было, а сотрудник правоохранительных органов нарушил закон «О полиции».

— Планируете что-то предпринимать по поводу так называемых невозвращенцев — таджиков, армян, узбеков, которые, чтобы продлить регистрацию, пересекли границу Абхазии, непризнанной республики, а назад их не пускают без объяснения причин? Людям не на что жить, на работу их не берут, их задерживает полиция за нарушение паспортного режима. Хорошо, что местная жительница Наталья Путинцева дает им кров, лечит.

— Собираюсь на днях поехать в Абхазию, чтобы принять от них заявления, без них мы не можем действовать. Наш центр обращался в посольство Таджикистана по поводу их граждан, находящихся в такой ситуации, а оно, в свою очередь, в Министерство иностранных дел России,

чтобы оформить транзитную визу. Но процесс затягивается, поэтому, скорее всего, теперь уже будем связываться с уполномоченным по правам человека в РФ, возможно, с европейскими инстанциями. Никто не знает, сколько таких невозвращенцев в Абхазии и что с ними будет. Мне рассказывали историю про одного приезжего из Узбекистана, оказавшегося в таком положении. Пробыв у Натальи пару дней, исчез, потом люди видели его бегающим по рынку голым. Где он сейчас, никто не знает. Скорее всего, госпитализирован в медучреждение. В Узбекистане у него осталось пятеро детей.

— Не все трудовые мигранты попадают в Сочи законным путем. Недавно прошла информация о том, что в городе пресечена деятельность шести организаций, незаконно занимавшихся трудоустройством рабочих нелегалов, возбуждено 15 уголовных дел. В таких случаях реально ли оказать правовую помощь?

— О таких организациях и отдельных людях нам рассказывают мигранты во время очного приема. Например, обращалась гражданка Узбекистана, которая

была обманута мошенниками, взявшими у нее деньги на оформление патента. В результате удалось вернуть деньги, но наказать мошенников не получилось, так как она отказалась писать на них заявление в полицию, несмотря на то, что осталась из-за них без документов, дающих право законно находиться в России. Такие организации, может, и упрощают мигрантам возможность легализоваться, но в итоге приносят больше вреда, чем пользы. Например, через них мигранты устраиваются работать на объекты, где с рабочими не заключают договоров, в то же время государственная трудовая биржа ни одной вакансии гражданам Узбекистана или Таджикистана предложить не может. Если бы такие государственные центры целенаправленно занимались трудоустройством мигрантов и отслеживали заключение договоров, тогда бы нарушений прав мигрантов стало значительно меньше. Кроме того, такие организации продают разрешения на работу, оформленные на компании, получившие квоты, но не имеющие цели принимать на работу иностранных граждан. Здесь уже может быть выявлена коррупционная составляющая, если проверить, каким образом принималось решение о выделении квот для иностранных работников. Что касается помощи мигрантам, которые находятся в России без документов, то правозащитники изучают их историю, причины, поставившие человека в такое положение, консультируют о порядке оформления документов или рекомендуют выехать из страны, если иначе ничего сделать невозможно. Никто из мигрантов не заинтересован в том, чтобы нарушать российское законодательство. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру