Истоки христианства

Как крестили Черноморское побережье Кавказа

Существует церковное предание, записанное авторами III-IV веков Оригеном и Евсевием Памфилом, а также Дорофеем (307—322 гг.), епископом Тирским о том, что в 40-м году апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит проповедовали в причерноморских греческих колониях Кавказа и среди горских народов: алан, абазгов и зикхов. Другой автор начала V в., Епифаний Кипрский, сообщает, что святой Андрей оставил Симона Кананита в Себастополисе, сам «ушел в Зикхию (то есть в район нынешнего Адлера). Зикхи хотели убить Андрея, но, увидя его убожество, кротость и подвижничество, оставили свое намерение». (Вот откуда началось известное гостеприимство сочинцев. — Прим. Авт.).

Апостол Симон принял мученическую смерть. Мощи его были преданы земле в Новом Афоне, а позже был построен храм в честь апостола Симона Кананита. То есть уже в I веке христианство было известно в Закавказье. Император Византии Юстиниан (около 483— 565 гг.) в 562-м, как пишет Шора-Бекмурзин Ногмов, «…обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство… Греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивое занятие искусством и просвещением. Священник назывался у нас шогень, епископ — шехник... христианская вера процветала в Кавказских горах».

Период наиболее сильного прямого византийского влияния на Черноморском побережье Кавказа продолжался с VI до начала VIII в. Самый ранний храм на территории Сочи — построенная предположительно в VI в. базилика (прямоугольное здание, вытянутое с запада на восток) на территории совхоза «Южные культуры» в Адлере. Она была разрушена в 1954 году при строительстве водопровода. Большинство средневековых храмов Сочи были построены во времена Абхазского царства и расположены в нынешних Хосте, Лесном, Каштанах, Лоо, на горе Ахун, под горой Ефрем (это недалеко от Воронцовской пещеры). Все они располагались недалеко от побережья. Самый удаленный от берега храм в Глубоком Яру был окружен мощной крепостной стеной, что, вероятно, свидетельствует о том, что глубже в горы к христианам относились не вполне доброжелательно.

Расцвет и упадок

В 978 г., после смерти бездетного абхазского правителя Феодосия Слепого, происходит мирное объединение Абхазии с Грузией при правлении грузинского царя Баграта Багратиони (родственника Феодосия). В XI—XIII вв. в Грузии происходит культурный подъем. Это время Давида Строителя (1089—1125), время дальнейшего активного строительства храмов как в Грузии, так и в Причерноморье.

Грузинские царицы Тамара (1184—1212) и Русудана (1212—1227) пытались упрочить свое влияние среди адыгов распространением христианства. В X—XI вв. определенное влияние на распространение христианства среди западно-кавказских племен оказывает церковь Бориса и Глеба русского Тмутараканского княжества.

Вскоре после разделения церквей на Кавказе появляются католические миссионеры. Византийцы и генуэзцы владели рядом торговых факторий на побережье Черного моря. Вместе с генуэзцами на Кавказ проникла часть крестоносцев. Кавказские горцы быстро усвоили их одежду и вооружение. По сообщению В. А. Потто, на клинках горцев даже времен Кавказской войны попадались полустертые латинские надписи: молитвенные изречения, воззвания к Господу или Мадонне.

Надо сказать, что христианство своеобразно воспринималось кавказскими горцами. Мало изменив свой языческий Пантеон, они приспосабливались к новой вере путем перенесения имен христианских святых на свои божества. Георгий Победоносец, поражающий змея, более всего импонировал воинственным горцам и был воспринят как языческий бог солнца, побеждающий мрак, ниспровергающий зло. Святая Дева Мария преобразовалась у горцев в языческую богиню Мэрием, покровительницу пчеловодства и плодородия.

После XII в. горцы постепенно возвращаются от христианства к старым, языческим верованиям. Нашествия Джаллал-Ад-Дина, татаро-монголов, а затем Тимура на несколько столетий останавливают развитие Грузии. После падения Константинополя в середине XV в. и возникновения на землях бывшей Византии мусульманской державы османов христианство на берегах Черного моря все больше приходило в упадок. А в XVIII столетии мусульманство-таки побеждает, но отголоски и христианства, и язычества сохранились у черкесов до XIX в.

Так, английский разведчик Джеймс Станислав Белль оставил описания увиденной в 1838 году святыни — креста — на вершине горы Аублаарныха (ныне Батарейка) в центре Сочи: «Христианская духовная жизнь на Черноморском побережье возродилась с основанием в разгар Кавказской войны. 21 апреля 1838 года в устье реки Сочи состоялась закладка форта Александрия». А военный журнал отряда, действующего со стороны Абхазии, который вел генерал Андрей Михайлович Симборский, сообщал: «21-го числа. По случаю высокоторжественного дня рождения Государыни Императрицы и закладки вновь возводимого укрепления, войска, построены в парад на назначенном месте, находились услушания Божественной литургии и молебна о многолетии Ея Императорского Величества и об успешном окончании начатого дела; после чего, обычным порядком, заложено укрепление… В продолжении дня неоднократно завязывалась в цепи перестрелка, но у нас убитых и раненых не было...»

5 мая 1838 г. объявлен императорский указ командиру Отдельного Кавказского корпуса: «Все крепости и укрепления на восточном берегу Черного моря, в коих находится не менее двух рот, снабдить церквами и священниками с причтом». Синод предписал Херсонскому Преосвященному немедленно отправить в черноморские укрепления «находящихся в Балаклавском Георгиевском монастыре семь запасных иеромонахов. В остальные укрепления направили иеромонахов из Киевской, Калужской, Курской и Орловской епархий. Иеромонах Августин «в 1839 г. находился в гарнизоне Навагинского укрепления при удачном отбитии приступа, произведенного черкесами в ночь с 28 на 29 сентября на упомянутое укрепление. В 1841 г. он участвовал с гарнизоном Тенгинского укрепления при нападении черкес и бомбардировании оного от 28 марта по 6 апреля и за примерное самоотвержение, оказанное им в этом деле, находясь во все время на валу, с крестом в руках, одушевляя нижних чинов и напоминая им собственным примером святость лежащего на них долга, всемилостивейше пожалован наперсным крестом на Георгиевской ленте».

От молитвенных домов до храмов

Поначалу в укреплениях ЧБЛ были устроены молитвенные дома. Впоследствии устраивались небольшие гарнизонные храмы. В одном из документов в октябре 1852 г. сообщалось, что укрепления ЧБЛ имеют церкви «в одной половине полубревенчатой солдатской казармы». В 1840 г. под ударами горцев четыре укрепления пали, гарнизоны которых равно заслуживали церковного поминовения их памяти. 24 января командующий Отдельным Кавказским корпусом сообщил, что император дал согласие на возведение церкви в форте Лазаревском. Однако начавшаяся вскоре Крымская война помешала этим планам...

В марте 1854 года, в начале Крымской войны, после прибытия в Черное море англо-французской эскадры, укрепления Черноморской береговой линии были упразднены, а гарнизоны вывезены в Новороссийск. Вновь русские появятся в Сочи через десять лет.

Именно здесь закончилась долгая Кавказская война, 21 мая 1864 года в урочище Кбааде (Красная Поляна). И закончилась война молебном. «Северный фас каре занял мало-лабинский отряд, восточный — псхувский, южный — ахчипсхувский. Аналой поставлен в середине, на высоком кургане».

Правительство выселило черкесов на Кубань и в Турцию, опасаясь ее влияния на прибрежное население. На обезлюдевшие земли поселили отставных солдат Кавказских батальонов. Но никто не озаботился разъяснить им особенности климата, оказать агрономическую помощь.

Вскоре агроном Петр Васильевич Верещагин создает товарищество землевладельцев для освоения Западного Кавказа. Товариществом был разработан план действий, из коих последним пунктом значится: «Построить на общие средства храм в Сочи, собор Св. Михаила Архангела, тезоименитого Его Высочеству, указавшему нам путь на Черноморское побережье».

Во второй поездке на побережье заболевшего малярией Петра Васильевича заменил брат, агроном Арсений Васильевич Верещагин, который впоследствии переехал жить в Сочи и отдал всю свою жизнь и все средства на развитие Черноморского края. Разорился он на строительстве

Сочинского храма, куда вложил все деньги, оставшиеся от продажи дома в Смоленске. Он умер в 1894 году и при составлении описи имущества покойного в его наличности оказалось серебряной и медной монетой всего 3 руб. 31 коп., что красноречивее всего говорит в пользу этого идеалиста-труженика.

Завершил, украсил и освятил посадский храм уже известный церковный деятель, писатель, историк ЧПК и краевед, в масштабе всего кавказоведения, епископ Сухумский Агафодор (в миру Павел Флегонтович Преображенский). Павел Флегонтович был лицом влиятельным, ревностным

деятелем народного образования. В течение двухлетнего управления епархией Преосвященный Агафодор открыл 22 школы. По инициативе Преосвященного в Сухумской епархии с целью всестороннего изучения прошлого местной церкви, начав от первого появления христианства в пределах Сухумской епархии, т. е. в Абхазии, Самурзакани и нынешнем Черноморском округе, до Анапы включительно, учредили епархиальную церковно-археологическую комиссию. Работа комиссии была направлена к отысканию и изучению памятников, устройству церквей и часовен, религиозно-нравственной жизни клира, мирян и распространению просвещения.

Благодаря участию епископа Агафодора и курированию им сочинского прихода, посадский храм обзавелся хорошей библиотекой, в нем фиксировалась история Сочи и его окрестностей, не исчерпывавшаяся скупыми записями церковно-приходских книг, имелся архив, к сожалению, ныне безвозвратно утерянный во время грузино-абхазской войны.

Храм Михаила Архангела был освящен епископом Сухумским Агафодором 24 сентября 1891г.

Профессор Владимир Костиников, краевед и атеист

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру