Концерт в честь его открытия был посвящен России. Зрители в восторге от звездности состава, самой программы и исполнительского уровня.
- Каждый год непременно посещаю симфонические концерты фестиваля, это всегда яркое знаковое событие в моей жизни, - рассказывает Ольга Симонова из Москвы. – Не перестаю удивляться мастерству самого маэстро и их участников.
- Билеты в этом году недешевы, до 10 тысяч, но за любой из этих концертов ничего не жалко, - говорит Евгений Мечников из Новосибирска.
В фойе, как всегда, развернулась выставка видеоарта «Эхо-Эко». Специально для газеты «Московский комсомолец» ее куратор Антонио Джеуза, крупный специалист в области современного искусства и новых технологий, ответил на несколько вопросов.
- Как бы вы определили экологическое направление выставки?
- Правила не изменились. Все работы являются художественными интерпретациями главного принципа слова «Экология»: взаимодействия людей и их сообществ между собой и с окружающей средой. Здесь представлены 15 одноканальных видеоработ. В этом году участвуют художники из России, Финляндии, Нидерландов, Перу, Словакии, Китая, Польши, Соединенных Штатов Америки, Израиля, Японии, Франции, Соединенного Королевства и Германии.
- Каковы критерии их отбора?
- Они продиктованы самой спецификой нашего показа: на выставке одновременно демонстрируются 15 работ, и поэтому каждое видео длится максимум пять минут. И есть критерии, связанные с международным характером мероприятия – например, те работы, которым требуются длинные переводы, не являются приоритетными для нас. Однако, это выставка современного искусства, и главным тут является все же содержание. То, что художник нам сообщает, гораздо важнее технических достижений.
- Как определятся в этом году номинанты и победители? Что дают авторам такие статусы?
- Система достаточно простая. Куратор проекта выбирает 15 номинантов из отправленных художниками заявок, в этом году их было около 900. Жюри определяет победителя.
Проект уже имеет свой международный статус, как доказывает количество заявок. В течение четырех лет оно увеличилось в четыре раза. Победа в конкурсе приносит художнику и его произведению международный резонанс и престиж.
- Какова судьба видеопроектов после фестиваля?
- Сама первая выставка была уже показана в Москве. На текущий момент рассматриваются предложения показать проект (и в полном и в сокращенном виде) в других городах России и за рубежом.
- Сколько раз выставка проходила в рамках фестиваля искусств Юрия Башмета, и что в ней принципиально изменилось за это время?
В 2014 году – четвертая выставка по счету. Самое приятное изменение, которое произошло – это увеличение интереса к проекту со стороны зрителей, особенно жителей города, для которых это событие стало важным моментом культурной жизни.
- Почему для выставки видео-арта было выбрано именно экологическое направление? Ведь можно было бы, что вполне логично, - ведь она проходит в рамках фестиваля искусств - посвятить тематику различным видам искусства...
- Вы трактуете видео в данном вопросе только как некую специфическую технологию. Но видео само по себе искусство, абсолютно равноценное балету, кино и театру. Перед нашим мероприятием не стоит задачи иллюстрировать фестиваль в Сочи, у нас более глобальные цели, которые, замечу, могут быть раскрыты и в балете, и в театре и во всех практически видах искусства. Это тема того, что человек возвращает миру.