Правда, в пополнении консолидированного бюджета (свод федерального и регионального) Сочи на приличных позициях с января по май. Если Краснодар лидирует с 72 млрд рублей, то Сочи дышит ему в спину, занимая второе место со своими 28 млрд. Среди 44 муниципальных образований края город на 12-м месте по исполнению доходной части. То есть темпы роста —
113,5%, что на 2,5% выше среднекраевых показателей. По налоговым доходам — вообще 116% (краевой уровень — 110%), по неналоговым не 100%, но тоже неплохо — 98% (113% — краевой показатель).
— Хорошие темпы роста мы имеем благодаря прошедшей Олимпиаде, — отметила Анна Дробина, замглавы администрации. — Крупные разовые платежи на общую сумму 700 млн поступили от МОК, Транспортной дирекции, ГК «Олимпстрой» и т.д. Это положительно сказалось и на увеличении доходной части городского бюджета.
А вот увеличение содержимого собственного кармана происходит не так позитивно. В местную казну поступило 2 млрд 571 млн рублей, с незначительным повышением к уровню прошлого года в 20 млн налоговых поступлений (103%), неналоговых — 93%. Объяснение темпов собираемости — также олимпийское. По словам Дробиной, крупные предприятия, являвшиеся солидными плательщиками, снимаются с налогового учета, свои задачи в Сочи они выполнили, финансовый поток от них иссяк. Уменьшился и размер НДФЛ с 30 до 22%, что сократило поступления, и налог за негативное воздействие на окружающую среду. Висит задолженность по аренде за землю.
Главной составляющей задолженности по налоговым доходам в 290 млн являются долги физлиц по земельному налогу — 205 млн рублей. А также на имущество, единый налог на вмененный доход.
Типичная картина по четырем внутригородским районам — задолженность по налоговым доходам. В одном только Лазаревском «недобор» составил порядка 60%. Отметив необходимость детально разобраться в ситуации, Анатолий Луцык потребовал ответа у департамента имущественных отношений, который, в числе прочих, отвечает за пополнение бюджета налоговыми доходами.
Владимир Пермяков, директор департамента, выдал неутешительную статистику. Причины — ухудшение инвестиционного климата в городе (т. е. окончания Олимпиады) и др. А тут еще план увеличили с 1 млрд 818 млн до 2 млрд 161 млн рублей.
— Увеличенный объем задания выполнить сложновато, по крайней мере на первое полугодие, — сказал Пермяков.
К задолженностям как к резерву пополнения доходов он призвал относиться скептически. Потому что, например, в прошлом году службой судебных приставов было закрыто производств на 350 млн рублей из-за невозможности взыскания.
А в этом году на 1 июня задолженность по договорам аренды составила 536 млн рублей. Из них на исполнении у судебных приставов — 190 млн, на 249 млн — в судах различных уровней, на 85 млн — в делах по банкротствам.
Предметом особой гордости директора департамента стала минимальная текущая задолженность в 2%, то есть 12 млн. По сравнению с 2013 годом, когда она равнялась 100 млн рублей, это, конечно, ощутимо. По его словам, после многочисленных комиссий, бесед с арендаторами, направлений претензий, исковых заявлений, совещаний положительный результат все же есть. Но проблему это кардинально не решает.
«Проблематика принимается, но каков выход из ситуации?» — на этот вопрос председателя ГСС прозвучал рассказ о трудностях работы. В том числе о прекращении поступлений по расторгнутым в судебном порядке и ничтожным договорам. Например, в прошлом году по семи подобным — на общую сумму 30 млн, а в прокуратуру направлены заявления о задолженности по 87 договорам аренды на 100 млн и т.д. Кроме того, судебные процессы продолжаются от полутора до трех лет, так что ждать сиюминутного пополнения бюджета не стоит в этом случае. Из-за изменения вида разрешенного использования земли шесть участков, например, перевели в парки, из-за чего опять налог на землю будет недополучен. Если в 2013 году земельных участков за аналогичный период было приобретено на торгах на 81 млн, то теперь — только на 3 млн. А это значит недополучение средств.
Одним из самых весомых аргументов стал размер штата департамента имущественных отношений. На 50 человек приходится 30 тыс. обращений в год. Для сравнения: на 1200 человек аппарата сочинской городской администрации приходится 37 тыс.
Впрочем, вопросами анализа ситуации необходимо заниматься заблаговременно, уверен Анатолий Луцык, поэтому на сессии ГСС надо уже предлагать пути выхода, а не проблематику.
Поддержала Пермякова Людмила Манцурова, председатель бюджетного комитета Городского собрания.
— Мы запросили в районных администрациях информацию о том, что делается, чтобы оптимизировать поступление доходов в бюджет, и получили обтекаемые ответы о том, что ведется работа с текущей задолженностью. Почти то же касается предприятий санаторно-курортной отрасли.
Так и не прозвучал ответ на вопрос депутата Левшина о том, что делается имущественным департаментом в отношении крупнейшего сочинского торгового объекта — МореМолла. В свое время сумма арендной платы для него была ошибочно рассчитана в сто раз ниже, и 1 млрд 800 млн рублей ежегодно будет теряться.
Вопрос о контроле над доходной и расходной частями бюджета был принят в первом чтении. На июльской сессии, последней перед депутатскими каникулами, над ним продолжится работа.
Кстати
После ликвидации «Олимпстроя» здание бывшего кинотеатра «Стерео» предполагается использовать для нужд Городского собрания.
В течение последних нескольких лет, когда шла подготовка к Олимпиаде, здание бывшего кинотеатра «Стерео» в центре Сочи занимал «Олимпстрой».
Сейчас госкорпорация находится в стадии ликвидации, и на последней сессии Городского собрания Сочи был поднят вопрос о судьбе здания. В частности, председатель Собрания Анатолий Луцык заявил о том, что рассматривается возможность разместить в бывшем кинотеатре большой зал Городского собрания.
— Необходимо найти механизм для возвращения муниципалитету здания, которое находилось в длительной аренде. Вопрос непростой, но, я думаю, он будет решен положительно, — уверен Луцык.
Напомним, Городское собрание Сочи располагается на первом этаже Парковой, 15, при этом сессии проводятся в одном из залов администрации города.