МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Сочи

Изумрудные каверзы

Что такое хиты мировой классики на домре и баяне...

Что такое жизнь на пересечении стилей, изумрудное авторство – этим и многим другим удивили артисты екатеринбургской группы «Изумруд», чьи гастроли с новой программой «Каверзы» прошли в Сочи в первой декаде февраля.

Два концерта в Органном зале в преддверии Олимпиады и несколько – на олимпийских площадках – так прошел сочинский тур.

Работать артистам пришлось по принципу «с корабля на бал», но к этому им не привыкать. Сразу из аэропорта – на концертную площадку, настраивать аппаратуру, инструменты, репетиция, потом концерт с аншлагом, общение со зрителями – после него. Интервью состоялось на следующий вечер, в первый за неделю предыдущего тура выходной: артисты гастролировали по городам Золотого кольца России. Известной группе, к сожалению, досталась в Сочи небольшая площадка для выступлений, всего на 340 мест, из-за сессии МОК, которая проводилась в Зимнем театре.

- Все-таки сложно определить стиль группы. Многие называют его Worldmusic. А как вы сами для себя его определяете?

Надежда Жихарева (домра): Мы считаем, что играем в «изумрудовском» стиле.

Евгений Ханчин (ударные, аранжировщик): Мы музыкальные полиглоты. С рокерами мы разговариваем на языке рока, с джазменами – на языке джаза, с классическими музыкантами – на языке классической музыки. В итоге выработали свой неповторимый стиль на грани всех жанров. На пересечении – это наш конек.

Михаил Сидоров (художественный руководитель): Когда мы только начинали, в таком стиле никто ещё не играл. Люди, побывавшие на нашем концерте, часто признаются, что забывают, на каких инструментах мы играем, увлеченные драйвом исполнения и музыкальной идеей. Талантливый человек и на щепке будет играть, и она будет звучать. Мы гордимся тем, что мы играем на русских народных инструментах.

- Теперь, после концерта, понимаю, о чем вы говорите.

Ханчин: Мы люди XXI века, и к нашим русским народным инструментам относимся соответственно. Наша задача – не переигрывать чужие композиции, а создавать собственные. Если мы и берем какую-либо известную мелодию, то по-своему раскрываем её сущность.Новая программа «Каверзы» - продолжение нашего пути. После пяти лет существования «Изумруда» начались поиски по созданию собственного стиля, изумрудного мироощущения. Мы привезли наши авторские композиции, изумрудные версии лучших мировых хитов разных стилей, эпох.

- Как вы относитесь к группам, аналогичным вашей?

Светлана Соловей (домра): В прошлом году на наш фестиваль «Изумрудный город» приехала американская группа ProjectTrio в необычном инструментальном составе: контрабас, флейта, виолончель. Когда они играют свои остроумные джазовые композиции, забываешь об этом. И мы поняли: да это же наши братья по разуму!

Ханчин: А финны? Apocalyptica? Они играют heavy metal на виолончелях.

- Когда все-таки легче было жить, творить в музыкальном пространстве – во время основания группы или сейчас?

Сидоров: С момента создания в 1995 году группы ИЗУМРУД на базе Свердловского Академического Театра музыкальной комедии работы становится все больше и больше. У каждого времени свои проблемы. Мы оставили классическую манеру игры, которой нас обучали в консерватории, и играем современные вещи, меняется и манера мышления. В наше время идет борьба за зрителя – много коллективов, концертов, расслабляться не приходится.

Жихарева: В Екатеринбурге 1,5 млн. жителей, более 40 разных театров, в том числе большие государственные, а также множество творческих объединений, музыкальных клубов разных направлений. В день может проходить до 20 интереснейших культурных событий. Несмотря на это, мы не испытываем недостатка в публике.

- Приоткройте завесу тайны, в чем все же секрет вашего успеха?

Соловей: После нашей совместной работы с Дэнизой Перье, американской соул-певицей, в нашей программе появились блюзы. Мы решили, что будем расширять круг общения, музыкальных интересов. Для этого же создали и ежегодный фестиваль «Изумрудный город», в этом году пройдет девятый по счету, куда мы приглашаем музыкантов со всего мира и из России. Возможно, проблема народных коллективов заключается в их «нахождении» в одном репертуаре, они варятся в собственном соку.

Ханчин: Нам повезло с интересными собеседниками. Один из них – рок-группа «Чайф», с ней мы записали диск «Изумрудные хиты», много гастролировали по стране, были большие концерты на Красной площади, в «Олимпийском».

Мы сделали программу «Замерзал ковбой» с семикратным обладателем музыкальной премии Грэмми Полом Уинтером, легендарным американским джазовым саксофонистом. Такие встречи вдохновляют на новые программы и дают импульс дальнейшему развитию.

- Портрет вашего фаната – это…

Соловей: Человек абсолютно любого возраста.

Сидоров: Человек, не «обезображенный» культурой – не наш контингент. Наша музыка ориентирована на знание музыкального материала, определенный культурный уровень. Нередко подрастающее поколение знакомится с классикой через нашу музыку.

Ханчин: Сверхзадача коллектива – привлечение молодежи. Чтобы она к нашим инструментам относилась с уважением и через наше творчество полюбила их. Публика одинаково горячо реагирует на наше выступление, выступаем ли мы на рок-фестивале, на театральной сцене или в джазовом клубе. Одной из наших творческих лабораторий является екатеринбургский джазовый клуб EverJazz, где играют звезды мирового джаза. И мы.

Соловей: На этой сцене ИЗУМРУД обыгрывает свои новые композиции перед взыскательной джазовой публикой. И сразу становится понятно её будущее.

- Над 20-летним юбилеем в следующем году уже задумываетесь?

Сидоров:Будет день – будет пища. Сейчас работаем над новой программой. Параллельно написали аранжировку к детскому спектаклю по мотивам «Сказки о попе и его работнике Балде». А вообще на нашем счету множество музыкальных работ к спектаклям – «Девичий переполох», «Бабий бунт», «Женихи»,«Парк советского периода», «Екатерина Великая», «Скрипач на крыше» и другим, к новогодним спектаклям для детей. Ведь наша основная работа – в Свердловском театре музкомедии.

Жихарева: Нам очень приятно, что мы являемся участниками культурной программы Зимней Олимпиады в Сочи, где представляем Уральский федеральный округ.

- Название группы – ИЗУМРУД – навевает что-то по мотивам сказок Бажова про малахитовую шкатулку. А на самом деле откуда название?

Сидоров: Группа появилась без названия. Готова программа, надо выступать, а его все нет. Первый концерт прошел в спортивном комплексе «Изумруд», и мы… стали ИЗУМРУДОМ.

- Вопрос про нелояльного зрителя. Встречались такие истории?

Сидоров: Конечно. На любом концерте найдется человек, который подойдет и скажет, что не так, чем-то недоволен – громко или что-то еще. Это данность.

- Чем российская публика отличается от зарубежной?

Жихарева: Может быть, уровнем восприятия.

Сидоров: Мы как-то были на гастролях во Франции, в Фонтенбло, в серьезном абонементном зале, где программа распланирована на год вперед. Когда вышли после концерта на автограф-сессию, выяснилось, что в зале сидят люди пенсионного возраста. Мы играли музыку для людей более молодых, а они-то были в восторге. В этом смысле тоже различный уровень понимания жанров. Хотя какой бы ни был «тяжелый» зал, мы все равно побеждаем.

- Не было мысли взять в состав группы вокалиста?

Сидоров: Сложно найти единомышленника, который понимал бы, о чем идет речь.

Ханчин: У нас есть композиций пять, в которых используются вокал либо речитативы, которые мы сами исполняем. Голос здесь идет как элемент инструментальный, часть партитуры. Когда играли, например, с группой «Чайф», кто может спеть лучше, чем Владимир Шахрин?

Жихарева: В нашем театре много певцов с хорошими голосами.

Сидоров: Изначально в театр нас брали не для сольной карьеры, а как сопровождение солистов. Но со временем мы стали полностью самодостаточными, и наши выступления не скучны без солиста.

- Материальные вопросы у вас – под полным контролем?

Сидоров: Мы рады, что есть меценаты, которые оказывают нам поддержку. Мы не делаем дорогие билеты на наши концерты, чтобы люди туда приходили, а приглашенные музыканты стоят недешево, поэтому нужна финансовая «подушка».

Соловей: Девятнадцать лет мы работаем в Свердловском Академическом Театре музыкальной комедии, имеем прекрасную площадку для выступлений группы в центре города.

Жихарева: В 2002 году за программу «Дежа вю» мы получили премию губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области искусства и литературы. С того времени у нас появилось много новых композиций и программ, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом!

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах