В его постановке прошел культовый спектакль «Рассказы Шукшина» по произведениям великого писателя о жизни российской глубинки, являющийся дебютным в России для рижского режиссера Алвиса Херманиса. Спектакль собрал в Сочи аншлаг. Впрочем, так же, как и везде. Он является лауреатом национальной премии «Золотая маска» в трех номинациях, премии «Хрустальная Турандот», победителем и лауреатом крупных российских и международных фестивалей. Для наибольшей убедительности изображения актеры, занятые в спектакле, даже побывали в селе Сростки Алтайского края, откуда родом сам Шукшин. Они разговаривали с жителями, впитывали в себя богатый, щедрый дух исконной Руси, чтобы потом поделиться им со зрителями.
Художественный руководитель Государственного театра наций и популярный актер Евгений Миронов за роли в этом спектакле получил награду в номинации «Лучшая мужская роль» Национальной театральной премии «Золотая маска». Он ответил на несколько вопросов корреспондента «МК».
- Как вам олимпийский Сочи?
- Уже в аэропорту стало понятно, что мы приехали в совершенно другой город. Показалось даже, что мы не в России. Появились быстрые комфортабельные «Ласточки», красивые отели и жизнь вокруг них, ну и т.д. Бросив чемоданы, тут же помчались на биатлон, и я получил сильные впечатления от увиденного. Все очень здорово.
- Поболели за российскую сборную?
- Да, очень удачно съездил на биатлон, стал очевидцем победы Евгения Гараничева, который взял серебряную медаль. А вообще нам повезло, что в этом году мы наконец попали на Зимний фестиваль, в прежние годы у нас получалось несовпадение сроков. А тут – и фестиваль, и Олимпиада!
- Спектакль «Рассказы» Шукшина считается чуть ли не визитной карточкой вашего театра, своеобразной валютой. Но Шукшин – он очень наш, очень русский. Это понятно тем, кто платит валютой за билеты?
- Мы приехали в Сочи из Чили, куда ездили с ним на гастроли. Казалось бы, ну что чилийцам истории о русской деревне? Нет, они смеялись, плакали так же, как москвичи, барнаульцы. Разницы в реакции я не ощутил. Мужчина на всю зарплату покупает жене белые сапожки – один из сюжетов «Рассказов». И тема, и чувства, которые она вызывает, находят отклик в душе иностранцев. Режиссер Алвис Херманис сказал актерам спектакля: «Шукшин – это ваша валюта, потому что посредством спектакля вы делитесь простыми, естественными чувствами с другими людьми». Ведь настолько резко сейчас обозначился дефицит любви, добра, милосердия. Шукшин собрал в своих «Рассказах» разных людей, но все они прекрасны, потому что у них есть большое сердце, они настоящие. Белые сапожки действуют на всех убийственно, независимо от континента.
- Оргкомитет Олимпиады выступает в содружестве с культурой, а Зимний Фестиваль искусств Юрия Башмета занимает в Культурной Олимпиаде центральное место. Как вы считаете, спортивные и культурные Олимпиады - соперники?
- Я думаю, что Фестиваль -это круто, это пиар-ход для следующих Олимпиад. Параллельно олимпийским соревнованиям должны идти культурные мероприятия.
- Когда Юрий Абрамович предложил вам принять участие в фестивале, какой была ваша реакция?
- Это большая честь, я благодарен ему за приглашение. Сейчас Фестиваль разросся, стал престижным, в нем собраны настоящие бриллианты различных искусств.
- А скоро ли доедет до Сочи ваш фестиваль «Театры России – Северному Кавказу»?
- Это была в прошлом году специальная акция, стартовавшая в Пятигорске. На самом деле она состояла из двух частей. Это наш ежегодный «Фестиваль театров малых городов России» и фестиваль московских театров, прошедший по Северному Кавказу. Толчком послужили наши гастроли в Грозном, где есть хорошие театры, а вот театральной жизни нет, и русские зрители оторваны от контекста русской культуры, и, безусловно, им это нужно. Потому что российские театры не приезжали туда 18-20 лет. Я бы не сказал, что все прошло легко. У некоторых глав субъектов мы не нашли понимания. Потому что все привыкли после распада Союза жить сами по себе, забыв, что мы одна страна, связанная мощными культурными корнями. Мы высадили туда десант, теперь посмотрим, кто продолжит наше начинание и будет ли ответная реакция.
Сочи – нетеатральный город, но надеюсь, ситуация изменится. Все-таки не зря Башмет несколько лет подряд высаживал, холил и лелеял свой сад, чтобы Сочи стал привлекательным для культурных акций, фестивалей. Спортивных объектов построено много, надеюсь, они будут востребованы. Что касается театров, то чтобы они приезжали, необходимы вложения, усилия. А в Сочи сейчас только одна театральная площадка – Зимний. У вас в Лазаревском есть хороший «Театр теней», он немуниципальный, и жить ему сложно. Недавно его пытались выселить из помещения. А между тем он стал лауреатом акции «Премия», которую Государственный театр наций проводил при поддержке президента.
- В прошлом году вы объявили о создании лаборатории молодых режиссеров при вашем театре, которые должны были показать свои возможности на заданную вами тему. Насколько успешен этот проект?
- Наша малая сцена стала плацдармом для проб и ошибок, и это хорошо. В начале февраля на ней состоялась премьера - спектакль «Бросить легко», который создан в манере документального театра. В нем участвовали не артисты, а ребята из реабилитационного центра для наркоманов. Молодые люди 20-25 лет, со страшной судьбой, некоторые десяток лет сидели на героине, они играли самих себя. Отклик зрителей получили колоссальный, наверно, 200%. Однако смысл постановки шире, нежели зависимость от наркотиков, она о зависимости человека вообще от многих вещей.
В случае успеха постановки на малой сцене мы приглашаем молодых режиссеров на большую, здесь уже сложнее – ориентироваться в широком пространстве. Вот Никита Гриншпун поставил большой спектакль «Женихи». А Туфан Имамутдинов - «Стеклянный зверинец» с Мариной Нееловой. Такой шанс для молодого режиссера - поработать со знаменитой актрисой - редко встречается в российских театрах.
- Театр наций – открытая площадка, но все-таки не было ли у вас мысли организовать труппу в своем театре?
- Нет, хотя, безусловно, в нашей системе есть и свои минусы. Сложно собрать для спектакля артистов, задействованных в других коллективах. Но очевидный плюс – это свободное творчество, режиссер выбирает кого хочет, артисты все на договоре, они не балласт, когда нет работы, не сидят и не ждут. Артисты переходят из одного нашего спектакля в другой, костяк сформировался, но это не значит, что они должны быть в следующей работе.
Роберт Уилсон, известный американский режиссер, будет ставить у нас большой проект – «Сказки Пушкина». На огромнейшем кастинге он сам выбрал как именитых артистов, так и начинающих, и незнакомых, и тех, кто много лет не мог найти работу.
- Чем сейчас вы заняты в театре и кино?
- В театре только выпустил «Гамлета», это тяжелая работа, я там еще не все освоил. Буду осваивать еще долго, мне интересно, я там все время что-то новое нахожу.
В кино – в марте начнутся съемки фильма по сценарию Дины Рубиной «Синдром Петрушки», Елена Хазанова – молодой режиссер. А партнершей моей будет моя любимая актриса Чулпан Хаматова.