МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Сочи

Хибла Герзмава: «Я не с нуля пришла в джаз»

Оперная дива выступила перед сочинцами с ярким концертом

Модный, но рискованный эксперимент в стиле кроссовер – синтез разных музыкальных жанров и стилей, оправдан тогда, когда на него решаются музыканты высочайшего класса.

Оперная певица Хибла Герзмава и джазовый пианист Даниил Крамер представили на сцене Зимнего театра программу «Опера. Джаз. Блюз». Теперь и сочинцы стали свидетелями ярчайшего события. Хибла – разносторонний, постоянно совершенствующийся человек, профессионал, не боящийся риска и обожающий эксперименты. Она ответила на несколько вопросов корреспондента «МК» на Кубани».

- Как появилась идея проекта «Опера. Джаз. Блюз»?

- Важно понимать, что я не с нуля пришла и стала петь джаз. Все мое детство пропитано хорошей джазовой музыкой, дома она всегда звучала. Я воспитана на настоящем классическом джазе. Поэтому когда мы с Даней, Даниилом Борисовичем Крамером, захотели создать эту программу, проблем не было. Я поняла, что мне нужен кроссовер – сочетание классики и джаза. А до этого в том же стиле у нас с Денисом Мацуевым было этакое элегантное баловство. У нас очень красивая эксклюзивная джазовая программа. Прозвучат, грубо говоря, классические произведения в джазовой обработке, естественно, я буду петь джазовые стандарты. Для меня в ней самое интересное и трудное – петь немножечко другим звуком, не оперным, не бельканто, а джазовым, и свинговать в каких-то вещах.

- Проект «Опера. Джаз. Блюз» стартовал в 2010-м. Как меняется его содержание на протяжении времени его существования, вплоть до представления концерта в 2014 году в Москве?

- Там постоянно что-то меняется, невозможно же петь одно и то же. Есть вещи вечные, - важные классические произведения, которые на протяжении всей сценической жизни певицы - с ней. Так же и в концерте «Опера. Джаз. Блюз». Есть костяк программы, но она обновляется каждые полгода. Мы много ездим с ней. Показывали ее несколько раз в Абхазии на моем фестивале «Хибла Герзмава приглашает…», а также во многих городах России, за рубежом - в Вене, скоро будем представлять в Лондоне, Эдинбурге. В Сочи концерт проходит впервые. Самое главное, чего мы хотели – чтобы было дорого и стильно(я обьясняю на всякий случай Прима имела в виду под слово "дорого"-речь о том, что это не дешевка, а стоящий проект), потому что она абсолютно эксклюзивная – выступление в джазовой программе оперной певицы с джазовым классическим пианистом.

- А почему сотрудничество сложилось именно с Даниилом Крамером?

- Да просто так получилось, что мы собрались и решили сделать джазовую программу. А вообще я сотрудничаю и с Валерием Гроховским, и Яковом Окунем, и Иваном Фармаковским, и с Денисом Мацуевым, который неплохо играет джаз, да и с другими джазовыми пианистами.

- Одно из проявлений вашей страсти рисковать – это исполнение одновременно в одном спектакле четырех партий в «Сказках Гофмана» Жака Оффенбаха. Критики отмечают сложности, связанные с вокальной техникой, театральным, сценическим образами. Вы собираетесь повторить свой вокальный подвиг в других оперных вещах?

- Это единственный спектакль, где сопрано может петь разными голосами в рамках одной оперы. В наше время только две певицы поют все четыре партии, это Диана Дамрау и я.

- А какие партии вы еще видите для своего голоса?

- Хочу исполнить партию Дездемоны в «Отелло», Медеи в «Медее» и много новых других.

- Чем важен для вас музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает», инициированный вами в Абхазии в 2001 году, и каким вы его видите в Москве в 2014-м?

- Мне важно было на моей родине создать для людей праздник. Он начался с родной Пицунды, в а потом продолжил свое шествие по другим городам Абхазии, на разных площадках. Это Патриарший собор, сцены Абхазской государственной филармонии имени Гумба, дома культуры в городах Ткварчал Очамчир. Фестиваль проходит при поддержке правительства республики Абхазия, министерства культуры России, моих друзей-меценатов – Андрея Дудко, Николая Ачба, Дмитрия Орлова, банка «Возрождение», за что я им очень благодарна. Я счастлива, что фестиваль идет уже много лет. Сейчас мы постепенно собираемся переносить его в Москву, в мой дом, альма матер - Большой зал консерватории. Мне бы хотелось его немного расширить. А потом мы приедем с ним к вам в Сочи.

Очень значима для меня также поддержка заместителя мэра города Ирины Романец, человека, горячо заинтересованного в развитии культуры. С концертом «Опера. Джаз. Блюз» мы приехали по ее приглашению. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Я благодарна за поддержку также Владимиру Мишарину, генеральному директору Сочинского концертно-филармонического объединения, Борису Ягудину, его заместителю, Валерии Анфиногеновой, директору Сочинского зала органной и камерной музыки.

- Приходилось ли вам петь абхазские песни за границей? И как публика их принимала?

- Конечно. Я их пою в основном на бис, от души, а принимают замечательно.

- Как вы относитесь к оперной режиссуре на российской сцене и зарубежной?

- Когда-то я поняла, что не работаю в театре, а именно служу ему. Мой дом – Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, я считаю, меня там вырастили, соткали, слепили, за что я благодарна ему. Я приезжаю в каждый новый театр служить ему, сделать так, чтобы зрителям там понравилось, чтобы он стал их домом. Каких-то невероятных «не нравится» в постановках у меня не было. Надеюсь, что не встретится чересчур модерновых интерпретаций.

- А что бы вы сказали об атмосфере в театрах, в которых вам довелось петь?

- Меня везде очень тепло принимает зритель. Но все-таки в Москве и Нью-Йорке публика другая, наиболее подготовленная. Люди с разных концов мира прилетают в Метрополитэн-опера, в театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, чтобы послушать определенную оперу, ходят «на меня», на артиста, которого знают. Конечно, это приятно, но мне даже интереснее работать в новом театре, заслужить любовь и признание нового зрителя. Это великая работа.

- Как складываются отношения вашего сына с оперой?

- Он очень музыкальный мальчик, поет в детском хоре при МАМТ, играет на рояле, на гитаре, в том числе и рок. Но у него нет каких-то невероятных певческих данных, к сожалению, а может, и к счастью. Вообще он очень театральный ребенок. Мы даже совместно с ним играли в спектаклях. И все-таки у него математическая голова, возможно, в будущем он студент Финансовой академии. А музыка – это же замечательно для общего развития. Не всем же быть Николаями Луганскими и Денисами Мацуевыми.

- Вы можете сказать, что все ваши мечты исполнились?

- Нет, не все. Есть еще три желания, и, надеюсь, та золотая рыбка, которая приплывет, осуществит их. Мы все под богом ходим, пусть он и решит, нужно ли мне это.

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах