Илья Авербух: «Мы сила, и равной этой силе в мире сейчас нет!»

Ледовое шоу «Кармен» стало, пожалуй, визитной карточкой нынешнего курортного сезона в Сочи

Меня иногда критикуют, что Кармен в исполнении Татьяны Навки не страстная и драматичная, а легкая и романтичная. Но мне хотелось увидеть именно такую — нетрадиционную героиню. Маргарита Дробязко играет Кармен ближе к классическому образу, она более роковая. И я очень благодарен Рите за созданный ею образ.

Ледовое шоу «Кармен» стало, пожалуй, визитной карточкой нынешнего курортного сезона 
в Сочи

Невероятный синтез жанров — ледовая феерия и акробатика, вокал и испанские гитары, шоу-балет, воздушные гимнасты и даже элементы конкура 
в исполнении живого коня. 
Мы беседуем с создателем уникального проекта Ильей Авербухом в его артистической гримерной во время пятничного спектакля. В зале — аншлаг, а за кулисами во время интервью автор и вдохновитель внимательно прислушивается к звукам, доносящимся со сцены, и, кажется, переживает весь спектакль, мысленно исполняя партии каждого артиста.
— Илья, в прошлом году все рукоплескали вашему мюзиклу «Огни большого города», а в 2015-м вы буквально потрясли зрителей масштабной постановкой «Кармен». Это уже не просто ледовое шоу — гораздо больше. Расскажите, как создавался проект.
— Я писал сюжет, который мне интересно будет иллюстрировать на льду. В основе, конечно же, лежит история Кармен, но это вольная интерпретация. Я назвал этот спектакль «Импровизация на заданную тему». Например, если в классике Кармен живет с контрабандистами, то у нас это труппа бродячих цирковых артистов. Казалось бы, абсолютно разные типажи, но в основе и тех и других внутренняя свобода, движение, перемещение. То есть суть передана довольно точно. Когда писал общий сценарий, не планировал на ту или иную роль исполнителя. Но уже во время создания музыки видел артистов на конкретных партиях. 
— Музыка к проекту написана оригинальная?
— Это опять-таки вариации на заданную тему. У меня был очень интересный опыт сотрудничества: вместе с композитором проводил практически 24 часа во время создания музыкального материала, танцевал перед ним, вдохновлял его. И, конечно, расставлял смысловые акценты. Это был колоссальный, но очень радостный труд.
— В шоу «Кармен» изначально в главной роли выступала Татьяна Навка, сейчас блистает Маргарита Дробязко. Вообще спектакли пишутся под артистов или фигуристы взаимозаменяемы?
— Меня иногда критикуют, что Кармен в исполнении Татьяны Навки не страстная и драматичная, а легкая и романтичная. Но мне хотелось увидеть именно такую — нетрадиционную героиню. Маргарита Дробязко играет Кармен ближе к классическому образу, она более роковая. И я очень благодарен Рите за созданный ею образ. Это достойный ответ критикам, ведь моя постановка настолько «вкусная», что можно ее читать по-разному. Это самое интересное, когда каждая из солисток вносит в образ Кармен что-то свое и спектакль звучит абсолютно по-другому. 
— Как удалось задействовать в шоу такое количество лучших фигуристов? 
— Мы год назад отметили десятилетие нашей компании. В какой-то момент было действительно сложно собрать такое количество чемпионов, повести их за собой, получить карт-бланш доверия. Но впоследствии нами было сделано очень много. «Ледниковый период», «Звезды на льду», «Болеро», «Кубок профессионалов»… Девять лет полугодовые телевизионные проекты ложились на наши плечи, и это, бесспорно, нас сплотило. Телешоу дали мне возможность развиться как режиссеру, хореографу, а ребята стали настоящими актерами. Мы одна команда и единая сила, и равной этой силе сейчас в мире нет. Конечно, существуют различные истории — сборные проекты, под которые приглашаются артисты. Но театрально-ледовая труппа, состоящая из десяти чемпионов мира и пяти олимпийских чемпионов, есть только у нас. Надеюсь, мы еще не раз сможем сделать что-то новаторское. 
— Ледовый мюзикл «Огни большого города» показали еще в Лондоне, во время летней Олимпиады, были у вас и мировые турне. «Кармен» тоже отправится на гастроли?
— По окончании работы в Сочи переезжаем в Москву. 23 октября  там состоится премьера, а всего дадим 14 спектаклей. Это тоже своеобразный вызов: мы никогда не работали в Москве так подолгу с шоу такого плана. Этот спектакль увидят в Санкт-Петербурге, а также Лондоне, Китае и, конечно, в Испании, в Мадриде.
— Продолжится ли замечательная рождественская традиция ледовых спектаклей для всей семьи в Сочи? В прошлом году вашу знаменитую «Маму» посетил, пожалуй, весь город…
— Зрители любят и помнят наши детские и новогодние спектакли, которые мы показываем в дни школьных каникул, я занимаюсь ими уже больше пяти лет, и за эти годы удалось поставить весьма интересные проекты: «Морозко», «Тайны острова сокровищ» и «Малыш и Карлсон», который я планирую привезти в Сочи на время зимних каникул. 
— Ледовый дворец «Айсберг», который изначально создавался для фигурного катания, безусловно, идеально подходит для создания таких замечательных проектов…
— Сейчас «Айсберг» — это, пожалуй, моя главная площадка. Я поставил себе цель доказать, что ледовые дворцы, зачастую висящие на государственном балансе и используемые очень однопланово, как, например, хоккейные стадионы, могут работать с большей отдачей. «Айсберг» успешно функционирует как спортивная арена, здесь по графику проходят соревнования различного уровня. А также он является главной театрально-концертной площадкой города, на которой могут проходить не только мои ледовые шоу, но и цирковые представления, концерты знаковых звезд. На «Айсберг» у меня обширные планы! Никто не верил, что мы сможем ежедневно собирать такое количество зрителей, но все получилось. За сезон продали свыше 120 тысяч билетов. Подобный результат ранее был только в Москве, городе-миллионнике.
— Как удалось достичь такой популярности?
— Главный двигатель — сарафанное радио. Люди, побывав на спектакле вечером, утром, приходя на пляж, делятся своими впечатлениями с соседями. И тем самым дают нам возможность видеть каждый день новых зрителей. Это абсолютно четко прослеживается по продажам: в Сочи они происходят день в день, перед спектаклем продается больше 50% билетов. Поэтому я уверенно могу сказать, что работать на курорте в течение сезона можно только с качественным продуктом. Вокруг нас периодически возникают различные проекты в надежде, что отдыхающие все проглотят, но это не так. Поэтому все они быстро сворачиваются, а мы продолжаем успешно работать. У нас есть зрители, потому что есть качество. И это — самое главное! Летнему «чесу» в Сочи я объявил войну качеством своего продукта, и зритель меня поддержал, перестав покупать билеты на низкопробные мероприятия. Именно экономическим способом уходит курортная халява с сочинского рынка. И если здесь кто-то планирует встать рядом с нами, он тоже вынужден будет делать качественный продукт. От этого выиграют все, ведь конкуренция никому никогда не мешает. А прежде всего — зритель. 
— Действительно, «Кармен» — масштабная и дорогая постановка…  
— Да, проект получился недешевый. И, несмотря на успешные продажи, он далек от самоокупаемости. Но я знал, на что мы идем. Качество продукта приведет к тебе финансы — это закон любого бизнеса.  
— После такой грандиозной проделанной работы, результаты которой вы представляете в Сочи, осталась ли еще какая-то мечта, которую хотели бы воплотить на льду?
— Одна из ближайших историй — режиссура и постановка церемонии открытия чемпионата мира по хоккею, которая пройдет в Москве в 2016 году, надеюсь поэкспериментировать с различными возможностями. Я уверен, потенциал льда безграничен, синтез различных искусств дает потрясающие результаты, надеюсь, мне хватит сил на создание новых проектов. В определенный момент казалось, что лучше, чем «Огни большого города», быть ничего не может. Теперь про «Кармен» многие говорят, что постановка гораздо мощнее. Мы сами себе ставим планку все выше и выше. 
— Сейчас Сочи стал уже серьезным центром для фигуристов. Федерация планирует проводить здесь прокаты в сентябре. Олимпийские чемпионы Волосожар и Траньков открывают школу фигурного катания. Не планируете перебраться сюда на ПМЖ?
— Нет, город-курорт остается для меня гастрольной площадкой. И минимум пару раз в неделю летаю в Москву. Все деловые вопросы решаются там, столица задает совершенно иной ритм, который нужен для работы. В Сочи прекрасно, но это летняя резиденция, в которой можно размякнуть под южным солнцем, а я не позволяю себе этого волевым усилием. 
— Есть ли у вас в Сочи любимое место? Какие чувства и эмоции связаны с этим городом?
— Постоянно открываю в Сочи какие-то новые, интересные уголки. Очень люблю местные дороги и развязки, получаю эстетическое удовольствие от путешествия из Адлера в Красную Поляну. Там есть удивительные места — водопады, «Пасть дракона». Мы с Мартином, моим сыном, замечательно проводили здесь время, сплавлялись на рафтах, побывали в «Скай парке». Мне нравится и старый Сочи, особенно район Морвокзала. Вижу огромный потенциал Олимпийского парка. Я воспринял Сочи как подарок судьбы. Всего в жизни у меня было два главных судьбоносных проекта: первый — это «Ледниковый период», который получил телевизионные премии «Тэфи» и полюбился зрителям на десяток лет. Во всем мире такие проекты живут не более двух-трех сезонов, а мы смогли найти в нем множество состояний. И как подарок судьбы я воспринимаю возможность реализовать себя в Сочи, создать здесь первый в мире настоящий ледовый театр, который может стать визитной карточкой страны!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 9 сентября 2015

Заголовок в газете: Илья Авербух: «Мы сила, и равной этой силе в мире сейчас нет!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру