Однако, по словам Светланы Дудукчян, директора компании «Здоровый мир Сочи», курировавшей направление «Лечение в санаториях», меньше чем за месяц, отводившийся на подготовку, сложно было собрать столько людей, поэтому приехала примерно половина от запланированного количества. Да и состав нашей группы, «инспектировавшей» 17 мая лечебную санаторную базу, был неполным: накануне народ ударно «открыл» флэш-моб в Адлер-Арене. Похоже, перспектива двухдневного бесплатного проживания-питания-развлечений в Сочи (участники потратились только на дорогу), расслабила, отодвинув в сторону рабочие задачи. Между тем организаторы пытались донести до гостей постолимпийское содержание города-курорта, чем он может быть привлекательным для российских туристов. Ведь не то что иностранцы – наши соотечественники представления не имеют, чем ценен Сочи.
- Например, недавно выяснила, что директор одного из новосибирских турагенств не знает, что у нас интересного, - рассказала коллега, корреспондент журнала «Welcome» Людмила Никольская. - Слово Мацеста услышал впервые, не говоря о горных курортах.
Тем не менее, порядка 40 человек – сочинских и российских туроператоров и СМИ познакомились с лечебной базой восьми сочинских санаториев и бальнеологического холдинга «Мацеста». Выяснилось, что средства размещения, входящие в программу «Открытый Юг», забиты под завязку. Это относится к «Знанию» (100%-ная загрузка 750 мест) и «Южное взморье» (90% от 1250 мест). Традиционно эта программа СКО «Росюгкурорт» направлена на привлечение туристов в межсезонье и действует с 15 октября по 15 мая. Однако в этом году продлили даже до 15 июня. В мае-июне стоимость пребывания в этих санаториях представляет бюджетный вариант – 1300-1500 рублей в сутки. И хоть внешний вид и интерьер санаториев не блещут, так сказать, европейскостью, и отличаются советским стилем с вкраплениями «евро», они заполнены отдыхающими.
- Зачастую люди, едущие в Сочи, настроены категорично: не надо нам номеров люкс, оставьте все как есть, главное – лечение, - говорит Дмитрий Богданов, директор санаторно-курортного комплекса «Знание» и пансионата «Олимпийский Дагомыс», советник директора туристической компании «Здоровый мир Сочи». – Однако у нас за последние 2,5 года произошло очень много изменений, касающихся пополнения медицинским оборудованием, улучшения лечебной базы в целом, ремонта инфраструктуры зданий, номеров.
Вообще надо сказать, что Дмитрий Богданов считается среди местных туроператоров эффективным антикризисным менеджером. Возглавив 2-3 года назад умирающее «Знание», сумел начать процесс возрождения в разных направлениях. На сегодня, помимо «Открытого Юга», в санатории действуют еще три программы – «Серебряный возраст», «Молодой ветеран», «Антистресс». Активно поддерживает и сам организует его продвижение, не стал исключением и флэшмоб «5 причин приехать в Сочи». Кстати, комплиментарный обед для участников направления «Лечение в санаториях» был устроен именно в «Знании».
Ну что сказать об этом? С одной стороны, оценка негативная: грязные раковины в туалете, отсутствие в кабинке туалетной бумаги и сиденья для унитаза, невытертые после предыдущих обедающих столешницы, картофельное пюре быстрого приготовления из пакетиков (в остальном шведский стол вполне приличный, и сам Богданов обедал вместе с другими участниками). Продемонстрированные два номера – стандарт- и комфорт-классов – навели тоску своим кукольным размером. С другой – вроде бы честная позиция и по отношению к себе, и к гостям, максимальная открытость. Показали то, что есть. К тому же неизвестно еще, что дал бы срез в других средствах размещения: там пробежались только по лечебной базе. Отзывы отдыхающих «Знания» противоположны: «Кормят ужасно!» и «Мы очень довольны, все здесь замечательно».
В общем, перед каждым санаторием и пансионатом при стандартном и не совсем наборе условий лечебной базы (в принадлежащих Управлению делами президента «Заполярье» и «Сочи» уровень структуры и оборудования лечебной базы просто зашкаливает от «высоты», глубины и разнообразия, но там и ценник ориентирован даже не на среднего потребителя) стоит задача привлечения отдыхающих. Начиная от двухзвездочного «С.С.С.Р.» (32 отдыхающих и 42 проживающих при 250 местах на данный момент). Впрочем, здесь лечебная база очень даже на уровне.
- Я обошла несколько кабинетов, поговорила с персоналом, посмотрела оборудование – современное, не за три копейки, - констатирует саратовский туроператор.
И если внешний вид вышеупомянутых санаториев вполне приличный, то пансионат «Весна» (3* плюс) привлекает европейской вылощенностью не только снаружи, но и внутри. Впрочем, по-другому никак: его специализация – спортсмены, направления – лечебно-профилактическое, реабилитационно-восстановительное. Галерея их портретов, а также олимпийские сувениры в виде подписанных футболок и других личных вещей красуются в холле.
Особняком – Мацеста, снаружи вполне респектабельная. Внутри – советскость вперемешку с вполне современными приметами в виде целых торговых рядов с сувенирами. Собственно, нет нужды повторяться о грандиозном позитивном значении лечения сероводородом практически всех заболеваний. Зато за радушием генерального директора Игоря Яковлева, главного врача, за экскурсией по ванному отделению и к источнику явно чувствуется упадок материальной базы. Как мы уже писали, знаменитая Мацеста, с которой Сочи начинался как курорт, в упадке. И в первую очередь, из-за отсутствия ее продвижения россияне просто не знают о ее существовании.
Нет рекламы – этот краеугольный камень отечественного туризма вкупе с дороговизной авиабилетов усугубляется непониманием самого руководства санаториев необходимости позиционирования на самых разных уровнях.
- Почему именно по этим санаториям устроили инфотур? – переспрашивает Светлана Дудукчян. – Это те, кто согласились, клич кинули по всем средствам размещения.
В итоге удалось посмотреть «Южное взморье», «Знание», «С.С.С.Р.», пансионат «Весна», Мацесту и презентацию «Заполярья», «Сочи», «Октябрьского» и «Олимпийского Дагомыса».
Тем не менее, и сочинские, и туроператоры из других регионов единодушны во мнении, что такой инфотур полезен: первым – обновить знания, вторым – заново узнать о Сочи. Позволяли это сделать и одновременные события – праздничное открытие курортного сезона, парусная регата с возможностью не только полюбоваться 22 судами в морпорту, но и осмотреть их, пофотографироваться. Как известно, личные впечатления - хороший помощник в работе в других городах, находящихся далеко от Сочи.
Элла Степанова, директор сочинского турагентства «Райская лагуна», несмотря на то, что давно в турбизнесе, считает инфотур очень полезным для себя.
- А для иногородних, я думаю, тем более. Однако подобные вещи надо было делать задолго до Олимпиады, ведь за семь лет ее строительства туризм у нас умер, и мы только начинаем его возрождать.
Сотрудница волгоградской туристической компании «Путеводительница» Людмила Харитонова радуется пышной весне и утверждает, что проведение «5 причин приехать в Сочи» - своевременно.
- Олимпиада закончилась, дала возможность городу обновиться, а туристическому бизнесу – развиваться. В общем, теперь с уверенностью сможем рекомендовать нашим клиентам Сочи для отдыха и лечения.
Что ж, теперь остается ожидать туристов.