Балет вне конкуренции

Последователи Игоря Моисеева выступили в Сочи

С аншлагом прошли в Сочи первые за последние 35 лет гастроли государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Последователи Игоря Моисеева выступили в Сочи

Эмоциональный накал в зале Зимнего театра и так был высокий, а после заключительных постановок – танца аргентинских пастухов и флотской сюиты «Яблочко» публика просто сошла с ума и никак не хотела отпускать артистов.

Первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив занимается художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира. В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. За 77 лет своей сценической жизни ансамбль стал визитной карточкой России. А звание «моисеевца» - синонимом высокого профессионализма. Выступление балета прошло в рамках Культурной Олимпиады.

Елена Щербакова, директор и художественный руководитель ансамбля, народная артистка России, ответила на несколько вопросов «МК».

- Елена Александровна, читала, что у вас существует традиция, приезжая в другую страну, дарить зрителям постановку национального танца. Сочи – это Россия, но все же каким образом отметили Олимпиаду в программе выступления?

- Начиная с наших гастролей на Запад в 1945 году Игорь Александрович, действительно, так и делал. Но только если это было интересно и по музыкальному, и по хореографическому материалу. Например, у французов, англичан народные танцы простые, медленные, совершенно не сценичные, поэтому у нас нет таких в репертуаре. Он создал жанр народно-сценической хореографии, и все, что происходит на сцене, происходит по жанрам сценического профессионального искусства. Он как блестящий режиссер, выстроил все свои произведения. И он не брал их, как берут бабочек и накалывают на стекло. Он брал основу, а материал ставил сам. Прежде всего, для хореографа важна музыка, например, такая зажигательная, как в молдавском танце, или как сицилийская тарантелла. Кстати, он вернул ее итальянцам. Он много раз был на Сицилии, и слышал только музыку, а тарантеллу, как выяснилось, там давно не танцуют, забыли. В конце 60-х он поставил тарантеллу. Тогда все итальянские газеты писали, что Моисеев - гений, вернул нам наш танец, возродив его в своей хореографии.

А Сочи – да, это Россия. Мы привезли очень большую программу, в которую включены танцы народов мира, именно для Олимпиады. Потому что сюда съехались люди со всего мира, спортсмены. Мы заканчиваем концерт гениальным произведением Моисеева, это флотская сюита «Яблочко». Это море, курорт, великий российский флот. Мы танцуем греческий танец «Сиртаки» так, как в Греции его не танцуют, это видение хореографа. Он никогда не был народным, но после фильма «Зорбо» стал. Это то же самое, как Моисеев поставил в Белоруссии «Бульбу», очень давно, это один из первых его номеров. А потом лет 20 спустя ансамбль снова приехал в Белоруссию, и Игорь Александрович увидел, как лучший самодеятельный коллектив исполняет его «Бульбу». Он спросил, кто поставил его. Ему сказали, что это народный танец, ему сто лет с лишним. Моисеев очень гордился этим танцем и не стал его запрещать, а подарил его народу. Вообще все свое наследство, это более 300 работ, он подарил всему миру. Что касается кадо – подарка жителям страны, куда мы приезжаем на гастроли, то, например, на крупный международный фестиваль «Сорвантино» в Мексике мы не повезли мексиканскую сюиту полностью, а только маленький ее кусочек – сапатео, и в конце нашего концерта мы его в качестве подарка показали. Зрители были в восторге, потому что Игорь Александрович развил его, добавил к чечетке руки, ход по кругу.

- Танцы каких народов мира вы хотели бы еще иметь в репертуаре вашего ансамбля?

- Моисеев уже поставил их очень много, такого хореографа, как он, нет в мире. Делать что-то хуже мы не будем. Наша задача – держать планку, которую задал мастер. Приглашать хореографа, чтобы просто поставить галочку и сделать какой-нибудь африканский танец нам неинтересно. Уже без Игоря Александровича мы поставили пять номеров. Дополнили программу танцев славянских народов. У нас не было болгарского танца в программе, был только кусок. Полностью поставил его, сохранив в нем это кусок, болгарский хореограф Живко Иванов. Он воспитан на культуре Моисеева, закончил академию народных танцев в Пловдиве, где его педагогом был солист из ансамбля Павла Вирского, который в свое время учился у Игоря Александровича. Получился очень красивый болгарский танец, который тоже включен в сочинскую программу. Затем он поставил сербский и македонский танцы. Добавились еще два корейских номера, один из них - «Трио» - мы привезли в Сочи. Мы возобновили также постановку Игоря Моисеева «Рок-н-ролл», который он поставил в 1959 году, после первых гастролей в США, где ансамбль открывал культурные связи. Моисеев хотел официально привезти его в СССР, но тогда это было нереально, рок-н-ролл был запрещен. Но он нашел выход - сделал пародию на рок-н-ролл «Назад к обезьяне». Это приняли с восторгом. У нас недавно состоялась его премьера.

- Молодежь кавказских национальностей с малых лет танцует народные танцы, чего, к сожалению, о русских сказать нельзя. Какую нацию вы бы назвали самой танцующей?

- Русские и украинцы – представители одной культуры, поэтому очень много похожих движений в основе - те же веревочка, ковырялочка, ползунок. Сегодня молодежь танцует сальсу, и не знает, что такое русский танец. Ольга Голодец, заместитель премьера, спросила как-то, как вы думаете, не умирает ли русский танец. Я считаю, что он умирает, и это недопустимо. Идет пропаганда западной культуры в СМИ. Нас же практически не показывают по ТВ, может, раз в пять лет на юбилей. Поэтому у инициативной группы наших молодых ребят возникла идея поставить русский танец, взяв за основу моисеевские движения русских танцев, с которых он начинал – «Полянка», «Лето», сюита русских танцев. Они сделали этакое пособие, из которого потом можно развивать полноценный русский танец, который может станцевать любой человек. Результаты занятий с 6-летними детьми в детсаду и с младшими школьниками показали, что все получилось. Мы провели также семинар для педагогов.

Я надеюсь, этот проект станет национальным, и мы сможем хоть раз в неделю по ТВ показывать элементарные движения. Очень важно воспитывать детей на наших национальных русских традициях, в том числе танцах. Вот кавказским народам надо отдать должное. Дети еще только учатся ходить, а уже идут с осанкой джигитов, девочки опускают глазки. Мы это наблюдали в Чечне, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, где у нас были гастроли.

- Видите ли вы конкурентов?

- Сегодня нет, а завтра тем более. Жанр народно-сценической хореографии придумал Игорь Александрович. Это огромный пласт сценической культуры, который сохраняется 77 лет, причем семь лет без самого мастера. Моисеев создал уникальную профессиональную школу танцев при ансамбле, и поэтому на сцене выступает уже седьмое поколение спортсменов. Одновременное сохранение традиций и тот факт, что Игорь Моисеев всегда шел на полшага впереди, дает такие замечательные результаты.

Время наше сложное и экономически, и духовно. Должна быть идеология, которая воспитывает духовность, а это искусство. Его нужно поддерживать, оно не может быть рентабельно, и очень важно, что министерство культуры, как наш учредитель, это понимает. Мне кажется для всех очевидно, что именно танец эмоционально сближает так, как ни одно искусство.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру