Курорты без господдержки

Пополнит ли Сочи отряд белых слонов и куда идти, если не знаешь, куда?

Многочисленные вопросы обсуждались в рамках деловой программы ХХ юбилейной ежегодной выставки «Курорты и туризм». Она прошла в Сочи с 10 по 14 января.
Пополнит ли Сочи отряд белых слонов и куда идти, если не знаешь, куда?

Режимная выставка

Что касается ее объема, то на ней были представлены 154 экспонента, посетили ее 1100 человек, 95% из которых – специалисты. Если говорить об ощущениях туроператоров, то они не самые комфортные.

- Выставка стала меньше, иногородних посетителей очень мало. Я думаю, так проявляется тенденция по переходу продаж в интернет. Выставка же остается местом встреч туроператоров и представителей средств размещения, имиджевым мероприятием, - прокомментировала Надежда Сердюкова, заместитель директора компании «Ривьера Сочи».

- Выставка достаточно скучная из-за режимных мероприятий в городе, - поделился Сергей Самосонюк, директор компании «Национальная информационная курортная сеть», предоставляющей услуги поиска и онлайн-бронирования номеров в отелях и санаториях России и на курортах Украины. - Все поглощены Олимпиадой, но она пройдет, а сезон только начнется, и надо будет продавать Сочи.

Впечатления Юлии Левиной, генерального директора «Адлеркурорта», в большей степени базируются на оптимизме:

- Интерес к Сочи достаточно высок даже и осенью, он подогревается Олимпиадой. Резкой разницы в продажах в 2012 и 2013 году не было, несмотря на предолимпийскую подготовку. Думаю, и в этом году количество клиентов будет прирастать. А на этой выставке традиционно видим интерес к себе со стороны постоянных клиентов.

По мнению туроператоров, за прошедший год значительно увеличился сегмент делового туризма в Сочи, пляжного - уменьшился.

По словам организатора выставки Юрия Захарченко, генерального директора «СОУД-Сочинские выставки», ее очень сложно было подготовить и провести именно из-за режимных мероприятий в городе.

- Из-за того, что въезд в Сочи иногороднего транспорта ограничен, - уточняет он. – А из-за отсутствия доступа к объектам половину из них мы не смогли показать нашим участникам.

Четверть экспонентов выставки – новые, такие, как отели крупнейших международных сетей - Radisson, Marriott, Rixos. Зарубежных партнеров было всего три.

- Польша представляла свои туры, Греция – религиозный туризм, Белоруссия – санаторные базы, - уточнил Захарченко.

Отличие юбилейной олимпийской выставки от предыдущих заключается и в появлении новой тенденции по расширению лечебной базы. Ее представили СПА-отель «Рэдиссон Лазурная», новый отель «Хайят», санаторий «Черноморье», а санаторий «Москва» теперь реализует оздоровительные путевки.

Впрочем, сам Юрий Захарченко считает выставку успешной, потому что она все-таки наполнит город туристами, хоть и с апреля, после Олимпиады. Эффективной, по его словам, она стала также для Кавминвод, Анапы, «Адлеркурорта», реализовавшего путевки за три часа. Причина успеха последнего – прошлогодние цены. А вот Горячий Ключ, установивший «немыслимые цены», не сумел «расторговаться». В целом же стоимость путевок в этом году увеличится на 10%.

- На следующий год планируем провести выставку в течение двух дней, а не трех, как в этот раз, - добавил Захарченко. – Потому что больше половины средств размещения были выкуплены в первый день, на второй – остальные, этого достаточно.

Призрак господдержки

К сожалению, деловая программа выставки «Курорты и туризм» не отличалась высокой посещаемостью. Круглый стол, посвященный тренду туротрасли – онлайн-бронированию – еле собрал чуть больше 20 человек, к концу осталось шесть. Тема, посвященная проблемам и перспективам турпродукта постолимпийского Сочи, собрала 25-30 человек. Вполне возможно, по причине отсутствия заметных сдвигов в ней. Ведь для успешного продвижения Сочи после Олимпиады требуется государственная поддержка, а ее как не было, так и нет. Впрочем, так же, как и не было на деловых мероприятиях представителей властных структур города и края.

Так что вопрос о том, пополнит ли Сочи отряд белых слонов, бывших столиц Олимпиад (Турина, Афин, Солт-Лейк-Сити), не сумевших развить олимпийский потенциал (по выражению Сергея Войтовича, генерального директора ООО «Свой ТТ»), либо все-таки станет курортом мирового уровня – повис в воздухе. Причина более чем ясна.

- Не существует лидера, который возглавил бы объединение туроператоров, так же, как и нет желания власти консолидировать и направить их усилия, - подчеркнула Эллина Акиньшина, генеральный директор компании «Планета Сочи». – Поэтому мы существуем в ситуации «знаем все буквы – не можем прочесть слово»: в Сочи есть все для привлечения туристов, но мы их не можем привлечь в том объеме, в каком хотелось бы.

О необходимости внятной концепции продвижения Сочи говорят который год подряд на подобных мероприятиях, не обошли тему и на этот раз.

- Основная надежда Сочи сейчас – на внутреннего туриста, - сказал Сергей Ромашкин, генеральный директор туристической компании «Дельфин». – В связи с этим давно назрела необходимость исключить его из бренда «Курорты Краснодарского края» и создать для него самостоятельную концепцию. Кроме того, нельзя разделять Сочи на старый – Большой Сочи, и новый – Горный и Прибрежный кластеры.

- Почему у администрации нет осознания того, что турист – главный человек в городе? – риторический вопрос представителя «Горной карусели» повис в воздухе. – Вот Путин поднял тему объединения курортов Красной Поляны в единый ски-пул, и все готово для этого, но ничего не делается. В Горном кластере совсем не развит транспорт. Огромная проблема – спецпроезды. До апреля не будут впускать к нам иногородний транспорт, а подойдет 4 июня, когда здесь будет проходить саммит G8, тогда что будет?

Господдержка, которая должна выражаться в том числе в финансировании, для Сочи пока – призрачная перспектива. По информации Юрия Барзыкина, вице-президента Российского союза туриндустрии, председателя комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности ТПП РФ, Сочи не включен в списки недавно созданного российского Туристического информационного центра.

- Поэтому Сочи не может рассчитывать ни на какие средства из 92 млрд рублей, заложенных в общенациональную программу рекламы, - добавил он. – Еще при РСТ создана комиссия по продвижению Сочи после Олимпиады. Но ее штат, план работы, финансирование будут формироваться только после Олимпиады.

Скорее всего, ситуация предвидится по Ленину: «Промедление смерти подобно». В подтверждение тому – опыт Санкт-Петербурга.

- После празднования 300-летия города турпоток значительно увеличился, - рассказал Сергей Корнеев, вице-президент РСТ. – Но потом всплеск прошел, турист не нашел своего продукта. То же ожидает и Сочи при ненадлежащей «раскрутке». Вам надо в короткий срок – за полгода-год после Олимпиады перестроиться и научиться привлекать в Сочи не только фактом проведения Зимней Олимпиады, но и развивать конгрессный туризм, оздоровительный, культурно-познавательный. Ведь все для этого имеется – бальнеология, горы, море, много достопримечательностей.

Кадры решат все

И одна из главных проблем здесь – кадры. По словам Корнеева, на той же «Розе Хутор» 70-80% завозного персонала, который схлынет после Олимпиады. А что делать дальше?

По информации Галины Романовой, ректора Сочинского государственного университета, учебному заведению в прошлом году в спешном порядке пришлось по указанию министерства образования формировать программу обучения 22 тысяч олимпийских кадров по шести направлениям.

- В ходе ее реализации большинство обучающихся осознали необходимость обучения, - рассказала она. – Но работать было сложно при отсутствии государственного финансирования, оно осуществлялось за счет хозяйствующих субъектов, и неимения правовой базы.

Притом, чтобы повышать квалификацию кадров, надо, прежде всего, их иметь, считает она.

- В Сочи 140 тысяч трудовых ресурсов рассредоточены по всей длине Сочи – 140 км, - сказала она. – Вопросы же транспортной логистики у нас не в идеальном состоянии.

Что касается иностранцев, то они к нам в Сочи, по мнению Сергея Войтовича, не поедут.

- Причина тому – визовые и миграционные формальности, - сказал он.

Галина Романова, по ее словам, на 95% согласна с его категоричным мнением.

- Однако при обсуждении возможности проведения Олимпиады в Сочи еще 10 лет назад многие просто смеялись, теперь этот проект состоялся. В СГУ, например, появились студенты из Японии, Франции, Австрии, Греции, Камеруна, причем на полном курсе обучения.

Отпугивает туристов от нашего курорта, помимо местной сочинской, и транспортная дороговизна. Хоть и снизились сейчас цены на авиаперелеты по маршруту Сочи-Москва туда и обратно до 5,2 тысяч, проблемы они не решат, потому что после Олимпиады такие «заоблачные льготы» наверняка отменят.

- Если такая цена продержится до сентября, гарантирую, что Сочи будет заполнен, - прокомментировал Юрий Захарченко.

Если же говорить о рекламе Сочи, то в городском бюджете на нее предусмотрено 5 млн рублей. Для сравнения, по словам Юрия Захарченко, на рекламу «СОУД-Сочинские выставки» заложены в этом году 7,5 млн рублей.

Так что, скорее всего, вопрос о вступлении Сочи в отряд белых слонов предрешен.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру