Обсудили, постановили, что дальше?

В Сочи состоялись очередные дебаты о Генплане

Суждено ли Сочи лопнуть вниз, под землю, если он уже лопнул вверх, и станет ли он в будущем курортом либо деловым центром, обсуждали на архитектурной конференции по актуализации Генплана.

В Сочи состоялись очередные дебаты о Генплане

Она прошла на курорте в прошлом месяце с участием представителей департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города, Сочинского отделения Союза архитекторов, ОАО «Гипрогор», общественности, архитекторов из других городов.

Поправки не потянем

С учетом имеющейся точечной застройки высотками Сочи «проще снести и построить заново», по выражению Анатолия Луцыка, председателя Городского собрания Сочи. И поэтому вопрос актуализации Генерального плана города – непростой. Однако решить его необходимо, поскольку в этот стратегический документ через каждые пять лет должны вноситься корректировки.

По информации Натальи Клейменовой, заместителя директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации Сочи, стоимость внесения поправок может обойтись городскому бюджету в 4 млрд рублей. Учитывая, что его собственные доходы составляют примерно 7 млрд, это нереально. А значит, средства будут выделяться точечно и невозможно будет составить тщательно проработанную стратегию развития города. Так же, как в 2009 году, когда его заказчиком выступила госкорпорация «Олимпстрой», чьи интересы, выражающиеся во вписывании олимпийской инфраструктуры в городскую, он, соответственно, потом и обслуживал.

Курорт без курорта?

Странно, но исполнитель Концепции устойчивого развития Сочи в лице ОАО «ФОК» (финансовый и организационный консалтинг) при выполнении ее проекта почему-то не обратил внимания на самую главную - курортную составляющую - в развитии города.

- Жаль, что вы не увидели ведущее направление развития Сочи – курортологию, - отметила Ольга Козинская, председатель общественного Градостроительного совета. – К сожалению, документ не может стать основой для подготовки технического задания для разработки Генплана, не хотелось бы, чтобы он был утвержден с перечнем недоработок.

Конечно, можно сделать скидку на то, что Сочи – пионер в освоении этого документа, обязательность наличия которого задекларирована в Заявочной книге Сочи-2014, на сжатость сроков выполнения – три месяца, на то, что на рассмотрение концепции, возможно, надо было выделить целый день, - тем не менее, поддержки она у архитектурного сообщества не нашла.

Разгрузка в небо и землю

При обсуждении всего необходимого, что нужно предусмотреть в плане развития Сочи, Наталья Клейменова и Сергей Ткаченко, московский архитектор, сошлись во мнении, что полицентричный мегаполис – единственный путь.

- Базой для такого развития должны стать проекты планировки четырех внутригородских районов, а утвержден пока только проект Хостинского района, - добавила Наталья Клейменова.

Николай Гришин, главный инженер архитектурного бюро «ГОР-ПРОЕКТ», член Градостроительного совета Сочи, обосновал необходимость развития береговой линии.

- Железная дорога идет вдоль моря, ее размывает прибоем, к тому же у людей украдены пляжи, - отметил он.

Посетовал Гришин и на то, что с Генпланом 2009 года выпуска невозможно ознакомиться, «он у нас большой секрет, а вот Генплан Москвы вывешен в интернете».

- Так «Олимпстрой» его и не весь передал, - пояснила Наталья Клейменова в ответ.

Подобно Москве, лопнувшей на юго-запад, Сочи лопнул вверх, - отметили архитекторы. Город заполонили высотки и навсегда лишили его исконного духа. В связи с чем возникла проблема нехватки и отсутствия парковок возле многочисленных новостроев. И так как земли свободной уже практически не осталось, необходимо массово строить многоуровневые и подземные парковки, торговые центры.

- Вон в Риме – шестиуровневая подземная стоянка, в Монако – четырехуровневая – подводная! – привел пример Николай Гришин. – Подземные парковки в Ватикане, Берне, Ванкувере!

В поддержку Гришина о необходимости строительства дороги в объезд Сочи высказался и Игорь Шнайдер, директора по архитектуре, градостроительству и проектным работам ОАО «Гипрогор».

- Любые транзиты сквозь Сочи исключены, - отметил он. – Город исчерпал себя в экологическом плане. Внутренняя система транспорта в Сочи не проработана, а у железной дороги на Красную Поляну – малонагруженное будущее.

А архитектор Лариса Шавернева-Васильева считает, что дорога Адлер-Красная Поляна бесполезная, например, для жителей тех же сел Ахштырь, Черешня, потому что проходит мимо них.

- Между тем она могла бы стать востребованной и вдохнуть жизнь в эти села, дополнительно разгрузить город от транспорта, - добавила она.

Необходимо разгрузить город от транспорта, сошлись во мнении архитекторы. А для этого использовать самые необычные его виды для нашей местности. Те же канатные дороги, например, и транспорт на воздушной подушке. Николай Гришин предложил учесть в Генплане размещение коротких взлетно-посадочных полос для забытой малой авиации, предусмотреть троллейбусы, акватории для гидросамолетов, развитие прибрежного сообщения, функционирование марины на 200 яхт, вертикальных средств перемещения – лифтов, эскалаторов, эвалаторов.

Магнит для туристов

Федор Афуксениди, президент Сочинского отделения Союза архитекторов России, в своем выступлении обратил внимание на то, что историко-культурное наследие могло бы стать одним из центров притяжения для туристов. С этим связана необходимость охраны памятников храмового искусства, культуры, архитектуры, археологии, военной истории. Сегодняшнее их состояние метко охарактеризовал Владимир Шарафутдинов, представитель Сочинского научно-исследовательского центра РАН: «К памятникам культуры нигде хуже не относятся, чем на Черноморском побережье».

И яркая иллюстрация тому, считает Лариса Шавернева-Васильева, например, отношение к санаторию «Кавказская Ривьера», с которого, собственно, и начался курорт Сочи.

- Почему никто не понес наказание за передачу этого памятника в частные руки, за его разрушение? – возмущенно спрашивала она. – И что дальше с ним будет? А что будет с санаториями «Металлург», им. Ворошилова, кто дал указание изуродовать улицы Первомайскую и Войкова? Нанесен непоправимый ущерб железнодорожному вокзалу, а также морскому, все застроили временными сооружениями!

Из ответа Елены Трощенко, главного специалиста управления культуры администрации Сочи, явствовало, что «не мы с вами передали Кавказскую Ривьеру в частную собственность, и сейчас, во время судебных разбирательств и сноса самостроя мы даже не имеем права заходить на его территорию». Кроме того, она добавила, что, возможно, «Кавказская Ривьера» будет переведена из частной собственности в государственную.

Ольга Козинская указала на необходимость проработки зон для пешеходов, что привлечет туристов, и на что, в частности, направлены проекты молодых архитекторов «Сочи пешком» и другие.

Рисованное ноу-хау

Настоящие дебаты разгорелись по поводу вопроса озеленения города. Кто придумал ноу-хау в виде цветочных пятен под Зимнюю Олимпиаду? Первые же морозы побили цветущие растения, взамен их высаживаются новые, это деньги. Да и мобильные деревья (железные конструкции с «горшочками», прозванные в народе тазиками) надо размещать либо на фоне каменных стен либо на асфальте, но никак не посреди клумб, а нарисованные клумбы вообще не выдерживают никакой критики.

Системность работ по озеленению, необходимость новых парков, скверов в городе (а где их сажать, места уже не осталось, вот вы заложите в Генплане, а мы будем озеленять – Андрей Терехов, начальник управления по охране окружающей среды и лесопаркового хозяйства), даже, возможно, на месте свалок, необходимость в городе питомников, чтобы не покупать втридорога импортные растения, та же пальма 1 штука – 50 тыс. рублей, заболоченность почв из-за увеличения в городе площади жестких покрытий, и связанные с ней вопросы водоотвода, дренажей, правовые вопросы озеленения и многое другое – примерно так можно очертить круг тем, поднятых по этому вопросу.

Резюме выдал Игорь Шнайдер: «В Сочи должна быть отдельная схема озеленения и ландшафтного дизайна. Без нее перспективы нет, и даже финансирование выбить невозможно».

Кроме того, по его словам, хорошо проработанный Генплан сам может стать объектом показа для туристов, как это сделано в Маньчжурии.

По окончании обсуждений участники конференции приняли резолюцию. Ее характер – рекомендательный. Но архитекторы все же надеются, что замечания будут учтены при подготовке технического задания по актуализации Генплана.

– А сейчас идет работа по формированию рабочей группы, которая будет составлять техзадание, - сказал Федор Афуксениди, президент Сочинского отделения Союза архитекторов России. - В нее будет входить порядка 30 человек. Наше пожелание – чтобы в нее вошли сочинские архитекторы, принимавшие участие в разработке проектов планировки четырех внутригородских районов и имеющие наиболее полное представление о градостроительной ситуации в Сочи.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру