Капля в чайном море

Какое будущее у самого северного чая в мире?

В середине августа специалисты Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея начали бить тревогу по поводу того, что в Сочи приходят в упадок чайные плантации.

Какое будущее у самого северного чая в мире?

«Несмотря на высокое качество продукта, краснодарские чайные плантации продолжают гибнуть в сорняках. Восстановить многие в недалеком прошлом передовые участки сегодня уже невозможно. И хотя точка возврата еще не пройдена, ситуация с этой уникальной в наших широтах культурой остается очень тревожной», — такое сообщение появилось на официальном сайте ведомства.

Тогда же надзорный орган выразил надежду, что «поразившие когда-то весь мир редчайшие характеристики самого северного чая будут доступны и нашим потомкам, и не только в дегустационных залах».

Действительно, краснодарский чай, начавший свою историю в далеком 1887 году, в последнее время переживает трудный период. Однако то, что сочинские производители чая вот уже три года подряд неизменно с профильных выставок привозят призовые места, внушает оптимизм. Напомним, что награды были добыты, например, в 2012 году на V Международном фестивале чая и кофе, который прошел в Санкт-Петербурге (тогда краснодарский чай взял 2 золотые и 2 серебряные медали), а в 2010 году чай был представлен в качестве брендового продукта в Русском доме на Олимпийских играх в Ванкувере. Скорее всего так же будет и на зимней Олимпиаде в Сочи.

Российский чай — весь в Сочи

Владимир Пластуненко, начальник управления сельского хозяйства, продовольствия и промышленности администрации Сочи, считает, что такие достижения стали возможными благодаря ручному сбору зеленого листа, способствующему повышению уровня качества собираемого сырья.

«При ручном сборе с некоторых участков собираем лист по 10-12 раз. Верхушка побега чайного куста с почкой и двумя листочками, так называемая флешь, является залогом высокого качества чая, — комментирует Пластуненко. — Мелкоконтурность в расположении плантаций, труднодоступность горного рельефа, стоимость энергоносителей, а также условие произрастания чая исключительно на кислых почвах не допускают механизированный сбор».

И все же при высоком качестве уровень производства краснодарского чая минимален по сравнению с долей потребления в России. Так, по данным исследования ID Marketing, импорт чая в РФ начиная с 2001-го постоянно увеличивался. В 2010 году он составил около 181,6 тыс. тонн, а в январе-сентябре 2011 года вырос уже на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Шри-Ланка занимает первое место по импорту чайного сырья в Россию, россияне в среднем покупают 180—200 тыс. тонн чая в год, и практически весь он привозной. Поэтому доля производимого на сегодняшний день краснодарского чая в 190 тонн смотрится каплей в море.

Сегодня вся чайная отрасль после распада СССР сосредоточена в шести крупных сочинских хозяйствах, вносят свой вклад и некоторые индивидуальные предприниматели.

В Сочи из 1,42 тыс. га в целевом использовании под чайные плантации сейчас находится всего 591 га. Параллельно с ограниченностью производственной базы идут другие негативные факторы, характеризующие состояние отрасли в целом.

Одна из них — нехватка кадров — обусловлена сезонностью работы, и не спасает даже такой вроде бы неплохой для села уровень заработной платы — до 30 тыс. рублей. К сожалению, ушли времена, когда чайхозяйства были комплексными. Параллельно с выращиванием самого северного в мире чая практиковалось производство традиционных культур — фундука, инжира, фейхоа, персика, лавра. И чаеводы, в сезон задействованные на плантациях, с его окончанием помимо работы по фасовке на чайной фабрике были востребованы в этом производстве.

Из производственных интересов комплексных чайных хозяйств исчезло и цветоводство, некогда супервостребованная отрасль. Местные жители еще помнят времена, когда сочинские цветоводы первыми в России начали выращивание герберы; славились и розы, фрезии, сухоцветы. Таким образом, диверсификация производства и услуг могла бы снизить коммерческий риск предприятий и обеспечить дополнительный эффект от взаимодействия различных направлений деятельности.

Казалось бы, высокая стоимость краснодарского чая и небольшие объемы сбора даже при высоком качестве должны отрицательно сказаться на его реализации, продвижении. Однако проблем с этим не существует.

«Проблема, скорее, в том, чтобы выдерживать объемы и сроки поставок, — считает Владимир Пластуненко. — А в сложившихся условиях его количества хватает только на реализацию через магазины чайных хозяйств, чайные домики, санаторно-курортный комплекс, через региональных партнеров предприятий, имеющих сети универсальных магазинов».

Кстати, и на Международном инвестиционном форуме в Сочи находятся покупатели на краснодарский чай по цене 55 тысяч за килограмм. То есть знатоки и ценители готовы платить за качество.

Основное направление по продвижению чая осуществляется через региональные выставки, проведение дегустаций и выставок в санаториях курортного комплекса, участие в городских и краевых мероприятиях. Чаеводы Кубани ежегодно принимают участие во Всемирном фестивале чая и кофе в Москве, неизменно занимая призовые места в конкурсах. Хороший пример — работа передвижного торгово-дегустационного центра, акции которого проводились на ярмарках в Краснодаре и на Тамани, на международных экономических форумах в Сочи, международных ярмарках и выставках в Москве, Берлине, Ганновере.

Помощь от государства и государству

А что же государство? Как оно поддерживает отечественного производителя высококачественной продукции?

После распада страны в результате господдержки удалось предотвратить ликвидацию отрасли. При разработке программы по развитию чаеводства на период с 2012 по 2014 год упор был сделан на повышение качества производимой продукции, переход чаеводческих предприятий на выпуск чая высших сортов с использованием сырья (зеленого листа) ручного сбора, оснащение всех шести предприятий курорта цехами для первичной переработки листа и оборудованием для фасовки продукции. Эти меры, по мнению специалистов, позволят сделать краснодарский чай конкурентоспособным на российском рынке. Кстати, 80% капитальных затрат предприятий компенсировалось из краевого бюджета.

Однако факт остается фактом: объемы сбора чайного сырья за последние несколько лет снизились. Если в 2006 году хозяйства собрали более 1000 тонн, в 2008 — 816 тонн, то в 2010 — 380 тонн, в 2011 — 310 тонн, в 2012 — всего 190 тонн.

В текущем году чайные хозяйства намерены собрать в совокупности не менее 200 тонн. Управлением по виноградарству, винодельческой промышленности и садоводству Краснодарского края в 2012 году была увеличена ставка субсидии на уход (включая реконструкцию) за чайными плантациями с 25 до 40 тыс. руб. на 1 га. Эти показатели сохранены и в текущем году.

Всего на поддержку чаеводческой отрасли в 2012 году выплачено субсидий из краевого и федерального бюджетов на сумму 50 млн 249,45 тыс. рублей. Чаеводам в 2013 году планируется выделить порядка 20 млн рублей из краевого бюджета. В настоящее время принята краевая ведомственная целевая программа на 2013—2015 годы «Развитие чаеводства города Сочи на 2013—2015 годы», которая предусматривает выделение 41 млн 300 тыс. рублей. Большой вклад в развитие чаеводческой отрасли, по мнению Владимира Пластуненко, могли бы сделать мелкие производители.

«Чтобы заинтересовать их и вывести отрасль из стагнации, надо в том числе делать упор на развитие ЛПХ, ИП, КФХ, — уверен Владимир Пластуненко. — А это сейчас сделать в массовом порядке невозможно из-за законодательных ограничений. Договора аренды с частниками заключаются всего на 11 месяцев. Чаеводство — сложный бизнес, его становление и развитие невозможно за такой короткий срок, да и особенности климата позволяют чайному кусту вегетировать всего 5—6 месяцев в году в отличие, например, от Индии, где сбор чайного листа идет 11 месяцев».

Тем не менее сочинские индивидуальные предприниматели, даже несмотря на короткий срок аренды, рискуют вкладывать средства в чаеводческую отрасль. Так, продукцию высшего класса одного из них знают в Германии, Голландии, Японии, она награждена уже несколькими десятками золотых медалей. В качестве положительного примера можно назвать также опыт работы другого предпринимателя, продукцию которого на питерском чайном форуме покупали по 8 и 12 тыс. рублей за килограмм.

Ну что ж, хороший продукт и на международных выставках, и собственным туристам представить не стыдно. В Сочи для получения дополнительного дохода и популяризации отрасли на базе чаеводческих предприятий проводится работа по развитию агротуризма с показомчайных плантаций, процесса переработки чая в цеху, чаепитием и дегустацией чайной продукции. Десятки тысяч экскурсантов посещают известный экскурсионный объект «Чайные домики», где туристы знакомятся с историей возделывания чая непосредственно на чайной плантации, дегустируют лучшие виды и сорта краснодарского чая. Аналогичные туры предлагают еще два крупных предприятия, специализирующихся на выращивании чая.

Ну а пока чаеводство страны в стагнации, главными стратегическими направлениями реализации отрасли остаются восстановление и дальнейшее развитие отечественного чаеводства, повышение прибыльности и объемов производства выпускаемой продукции.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру